На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

БЛИЗНЕЦЫ

 

мифологизированные персонажи, рождение которых в большинстве традиций считалось сверхъестественным (ср. миф о рождении Ормазда и Ахримана богом времени Зерваном и т. п.).

 

В дуалистических близнечных мифах Близнецы — культурные герои, творцы всего полезного и вредного, ассоциирующиеся с добром и злом, днем и ночью, жизнью и смертью и т. д.: ср. Кабина-па и Карвуву у меланезийцев, Иоспеха и Тавискарон у гуронов, Ловананги и Латуре Дане у ниасцев, Маявопа и Очи у ябарана, Ен и Омоль у коми и т. д. вплоть до богомильских представлений о Боге и Сатанаиле; распространенный мотив — вражда братьев и убийство одним братом другого (в т. ч. у гуронов — ср. также Ромула и Рема в римской, Йиму и Спитьюру в иранской традиции и т. п.).

 

В различных пантеонах Близнецы («сыновья неба», сыновья Диеваса у литовцев, инд. Ашвины, греч. Диоскуры, Лонгорик и Лонголап у микронезийцев) — покровители   лкщей,   целители,   связанные с плодородием, как и персонален, воплощаемые двойным плодом (латыш. Юмас, слав. Спорыш).

 

С темой плодородия связаны мотивы «небесной свадьбы» Близнецов и т. п. Для мифов, где Б.— брат и сестра, характерен мотив инцеста (египетские Осирис и Исида, инд. Яма и Ями, хеттские тридцать близнецов и т. д. вплоть до славянских представлений, связанных с Купалой). Близнечные мотивы свойственны также мифам о перво-человеке — скандинавском Имире, Йиме, Яме (чьи имена означают «близнец»); ср. также африканские представления о Б.— андрогинах (Номмо у догонов, Маву-Лиза у фон и т. п.).

 

 

 

На главную

Оглавление