На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

БИТВА, война

 

мифологический сюжет, связанный с творением космоса из хаоса и защитой творения (космоса, земли, людей) от разрушительных и враждебных сил (злых духов, чудовищ и т. п.).

 

Центральным мотивом космогонических мифов о борьбе старшего поколения богов, воплощающих хаос, с младшим поколением устроителей космоса является поединок верховного бога с чудовищем — прародительницей (Б. Мардука с Тиамат, из расчлененного тела которой созданы земля и небо) или длительная война (титаномахия — борьба титанов и олимпийских богов в греческой мифологии, ср. также Гиганты). В египетской мифологии Ра еженощно обороняет мир в поединке со змеем Апопом (ср. ацтекского Уицилопочтли и т. п.).

 

Т. н. основной   миф   многих   индоевропейских   мифологий — миф о поединке громовержца (Индры, Перуна и др.) со змеевидным противником, похитителем воды, скота и плодородии в целом. Уже сотворенному космосу и человечеству постоянно угрожает восстание враждебных демонов и чудовищ: в библейской мифологии — Сатана с его воинством (см. Бесы), к-рому противостоит архангел (архистратиг небесного воинства) Михаил, в египетской — Сет, сражающийся с Горам, в иранской мифологии — Ангро-Майпъю и дэвы, выступающие против Ахурамазвы и богов-axypoe; соответственно в мифологизированной истории иранцев последние во главе с праведными царями Кейяпидами противостоят туранцам, враждебным кочевникам, возглавляемым Афрасиабом.

 

В индийской (ведийской) мифологии противоборство двух родов враждующих сверхъестественных существ (где дева — боги, а асуры — демоны) также имеет продолжение в эпической истории: война паидавов и кауравов, кончившаяся великой Б. на Курукшетре («Махабхарата»), война Рамы с Равапой и рапшасами («Рамаяна») завершаются поражением кауравов, ассоциировавшихся с асурами, и ракшасов (ср. также мятежника Чи-ю в кит. мифологии и т. п.). Раздор среди богов-олимпийцев стал причиной Троянской войны. Мотив первой войны может быть связан с деяниями культурных героев (ср. Хейтси-Эйбиб у готтентотов, Хайк у армян), нарушением традиционных норм богами (война асов и ванов в скандинавской мифологии).

 

Воинской функцией наделялись особые божества в различных пантеонах (см., например, египетский Монту, кит. Гуань-ди, япон. Хатиман, Кибука у ганда, индуистский Сканда и др.): часто в функции бога войны выступал громовержец — гром и молнию считали оружием, поражающим демонов (ср. ваджру Индры, Мьёлльнир — молот Тора, Аянгын сум — молнию — стрелу монг. Хухедей-мергена и т. п.).

 

В греческой мифологии самостоятельные божества воплощали воинское искусство (Афина) и неистовство Б. (Арес): ср. Одина — покровителя воинов и Тора — защитника всех людей в скандинавской мифологии. Тор пребывает в постоянных сражениях с великанами, угрожающими миру богов и людей; функцией защиты человеческого рода от демонических врагов, чудовищ и т. п. наделяются также эпические герои — Гильгамеш, Геракл и др. Ср. мотив завоевания мира как освобождения его от врагов и демонов: Александр Македонский заточил за стеной на краю ойкумены Гога и Магога и т. п.

 

Для эпических героев характерно также богоборчество (см. Нарты и т. п.). Бог Тескатлипопа у майя испытывал молодых воинов, вызывая их на бой; Иаков борется с Богом, чтобы получить его благословение.

 

Решительная Б. между силами добра и зла относится, как правило, к концу света в эсхатологических мифах: в скандинавской (см. Рагнарёк) и иранской мифологиях эта Б. представляется как серия поединков между богами и демонами. Во главе небесного воинства в иудаистической и христианской мифологиях должен встать мессия.

 

 

 

На главную

Оглавление