На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ТЕРМИНЫ

АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ

 

мифы о звездах и планетах (в т. ч. лунарные мифы и солярные мифы).

 

К архаичным Астральным Мифам относятся мифы о небесной охоте: у многих народов Севера Евразии созвездие Большой Медведицы считается оленем или лосем (часто восьминогим), к-рого преследует охотник; Млечный путь — следы лыж охотника (ср. лося Хэглэна и охотника Манги у тунгусо-маньчжурских народов, кетского Алъба и т. п.; вариант мифа о небесной охоте связан с созвездием Плеяд у монголов — см. Мичит).

 

Неподвижная Полярная звезда представлялась в этом мифе отверстием, сквозь которое лось падает на землю, превращаясь в обычное животное; в большинстве мифологизированных картин звездного неба Полярная звезда — гвоздь или кол (Алтай Гадас у монголов), вокруг к-рого вращается небосвод.

 

Млечный путь представляется в разных традициях как «путь птиц» или «путь душ», ведущий в иной мир (название «млечный» появилось в античности: согласно греч. мифу — это капли молока Геры); в вавилонской мифологии Млечный путь — веревки, к-рыми закреплена в космосе земля.

 

Согласно этиологическим А. м., в звезды превратились культурные герои: таковы австралийские Бунджилъ и его брат Палиан, отождествленные с созвездием Близнецов; в античной традиции это Кастор и Поллукс (см. Диоскуры): ср. греч. мифы о Наллисто, превращенной в Большую Медведицу, Орионе и Плеядах (рус. Волосыни) и т. п. Ср. сюжет о происхождении всех светил — Ир-еолъсонсин — в   корейской   мифологии.

 

Распространенный мотив А. м.— мифы о небесной свадьбе: в балтийской мифологии утренняя звезда (заря) Аушра — возлюбленная месяца, с к-рой тот изменяет солнцу; ср. славянское название Венеры — подруга месяца, Денницу и т. п. Планета Марс в разных традициях ассоциировалась с огнем и войной из-за красноватого цвета (ср. кит. Се- Тянъцзюнъ).

 

Наиболее последовательно Астральные Мифы выражены в представлениях о 12 знаках зодиака, воплощаемых мифологическими существами (в т. ч. животными в «восточном» — китайском — календаре), и планетах, связанных с главными божествами древних пантеонов. Так, в вавилонской мифологии созвездия считались прообразами земных стран, рек и городов; Шамаш — бог солнца, Сип — луны, богиня любви и плодородия Ишгпар ассоциировалась с планетой Венера (что было воспринято античной и др. традициями). Сходным образом звездное небо было связано с мифологической моделью мира в китайской мифологии: верховный бог Хуан-ди ассоциировался с центром мироздания, солнцем, созвездиями центральной части неба, Большой Медведицей, планетой Тянь-син (Сатурн), повелитель Востока Тай-хао — с созвездиями восточной части неба и планетой Суйсин (Юпитер) и т. д.

 

Знаки зодиака ассоциировались с 12 месяцами, связанными в разных традициях с 12 божествами пантеона (греч. и римская мифологии), 12 сыновьями Иакова, 12 подвигами культурных и эпических героев (Геракл, Гильгамеш) и т. п. 7 планет также ассоциировались с божествами пантеона и 7 днями недели: в разных европейских традициях солнце — воскресенье, «солнечный день», луна — понедельник, Юпитер (герм. Тюр) — вторник, Меркурий (герм. Один, Вотан) — среда, Марс (герм. Тор) — четверг, Венера (герм. Фрейя) — пятница, Сатурн — суббота. На основе А. м. сформировалась астрология. Ср. также Календарные мифы. 

 

 

 

На главную

Оглавление