На главную

Оглавление

 


Мифологический Словарь


СЛАВЯНСКАЯ   И   РУССКАЯ   МИФОЛОГИЯ

ТРОЯН

 

божество в древнерусской книжной традиции.

 

В апокрифическом «Хождении богородицы по мукам» (12 в.) отнесён к восточнославянским богам наряду с Хорсом, Белесом и Перуном. В «Слове о полку Игореве» мифический певец Боян Постигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояна»; Русская земля в «Слове» названа «землёй Трояней»: в эту землю вступает «дева обида», вставшая в «силах Дажьбожья внука» (см. Дажьбог) — видимо, среди русского народа.

 

Троян в «Слове» связан как с мифологемой пространства, так и с мифологемой времени: «века Трояна»— обозначение языческой эпохи и времени княжения первых русских князей-героев (ср. Владимир Красное Солнышко); седьмой (последний) век Т. относится к правлению Всеслава Полоцкого (11 в.), последнего мифологизированного князя-оборотня (см. Волх).

 

В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами (ср. Мидас) и ногами, иногда — треглавый: в сербской сказке одна голова Т. пожирает людей, другая — скот, третья — рыбу; видимо, жертвы Т. символизируют его связь с тремя космическими зонами, тремя царствами и т. п. (ср. функции балтийско-славянского Триглава). В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Т. насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Т. задерживается до рассвета и на обратном пути его растапливает солнце.

 

Ср. сходные мотивы, связанные с персонажами, воплощающими ночь (зиму) — саамского Найнаса (сполох, северное сияние), которого задерживают в доме невесты до восхода, и он погибает; в «Слове о полку Игореве» князь Все-слав достигает Тмутаракани «до кур» (до  пения   петухов).

 

 

 

На главную

Оглавление