На главную

 


Из Энциклопедии Кирилла и Мефодия


Александрийская библиотека

 

наиболее известная библиотека античности. Являлась частью одного из главных научных центров античного мира — Александрийского мусейона. Мусейон (музей — святилище Муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте греко-македонской династии Птолемеев с нач. 3 в. до н. э. В хранилищах библиотеки было собрано около 500 тысяч свитков, среди которых — рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.

Первоначальная структура библиотеки была разработана Деметрием Фалерским, хорошо знакомым с устройством библиотеки в Афинах. И музей и библиотека были своего рода учебно научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских царей. «Дочерняя библиотека» (филиал) была создана ок. 235 до н. э. Птолемеем III в храме Сераписа — Серапейоне; главная библиотека размещалась в окрестностях дворца, в квартале Брухейон. Библиотека в основном была греческой, но, по сообщениям античных авторов, включала также греческие переводы с других языков. В настоящее время известна лишь одна переводная книга — так называемая Септуагинта, греческий перевод Ветхого Завета.

Долгое время хранителем библиотеки был знаменитый поэт и ученый Каллимах (3 в. до н.э.), глава александрийской школы поэзии (см. Александрийская поэзия), составивший обстоятельное описание находившихся в библиотеке рукописей. Ныне утраченная, эта работа сохраняла свою значимость справочника по греческой литературе и в византийскую эпоху. После Каллимаха библиотеку возглавил великий географ и математик Эратосфен (кон. 3 — нач. 2 в. до н. э.), приглашенный в Александрию в качестве воспитателя наследника престола Птолемея IV (должности воспитателя наследника и хранителя библиотеки обычно были совмещены). В библиотеке занимались выдающиеся философы, ученые и поэты, среди них — Аполлоний Родосский, Евклид, Архимед, Плотин и др.

Издательская программа библиотеки предусматривала переписывание, подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции, которые мы сейчас называем «книгами» (возможно, для обеспечения стандартной длины свитков), и последовательное введение систем пунктуации и акцентуации. Мусейон и библиотека просуществовали вплоть до 3 в. н. э. (ликвидированы при императоре Аврелиане в 272-273). «Дочерняя библиотека» была уничтожена после выхода эдикта императора Феодосия I Великого против языческих культов в 391. Остатки некогда богатейшего собрания книг были сожжены в 9 в. во время завоевания Александрии арабами.

 

 

 

На главную