На главную

Оглавление

 


Всемирная История. Том 1

Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье


Египет Древнего царства. Религия и культура Египта Древнего царства


Зодчество

 

Каменное  строительство Древнего царства ведёт начало от погребального сооружения  царя Джесера подле нынешнего селения Саккары. Память о зодчем Джесера — Имхетепе жила в стране тысячелетия. В начале III династии каменное строительство было ещё новым делом, и в сооружении Имхетепа заметна некоторая неуверенность, непривычка строить из камня. В расположении зданий вокруг пирамиды не чувствовалось строгого порядка. Камни  обыкновенно были не в меру малы по размерам сооружения. Строитель боялся положиться на непрочные известняковые столбы. Он придвигал их к стенам, смыкал столбы со стенами или друг с другом переборками. Сама пирамида с шестью продолговатыми уступами была наружно не чем иным, как шестикратным повторением в камне прямоугольных надстроек кирпичных гробниц.

 

Пирамида с восемью уступами около арабского селения Медум (южнее Саккары) была покрыта гладкой облицовкой, придававшей ей вид правильной пирамиды. Она принадлежала, возможно, одному из царей конца III династии.

 

Зодчие Снефру в начале IV династии после предпринятого ими опыта сооружения «изломанной» пирамиды, с углом подъёма внизу в 54°41', вверху в 42°59', затем стали возводить пирамиды, геометрически правильные (обе пирамиды Снефру подле арабской деревни Дахшур, южнее Саккары). Её великие «сестры», воздвигнутые последующими царями IV династии (около нынешнего местечка Гизэ), были не более, как усовершенствованным и увеличенным воспроизведением дахшурского образна, а пирамиды V и VI династий — бледным подобием пирамид в Гизэ.

 

При строителях «великих» пирамид каменное зодчество окончательно освободилось от всех пережитков времени деревянного и кирпичного строительства, окончательно исчезла и былая неуверенность. Громадные гранёные глыбы применялись повсеместно, и могучие гранитные столбы в преддверьи пирамиды несли перекрытия чудовищной тяжести.

 

Пирамида царя стояла не одинокой: к ней нескончаемыми вереницами примыкали гробницы его родни и приближённых.  Примечательно, что эти гробницы составляли одно художественное целое с пирамидой и особенно с её пристройками. На основании этих строительных комплексов можно уверенно говорить о смене художественных форм. Сооружение Джесера носило все следы незаконченных исканий, было смешением старого и нового. Членение стен и стержней столбов, отделка кое-где помещений резьбой и глазурью, ступени самой пирамиды — всё это придавало целому довольно нарядный вид. Гробницы вельмож вплоть до начала IV династии оставались кирпичными, однако, помещения внутри отделывались камнем или деревом, сравнительно редкими были росписи и резьба. Со строительством «великих» пирамид, однако, всё изменилось. Величаво просты были не только сами пирамиды, но и их преддверья и поминальные храмы.

 

Гладкие гранёные поверхности поражают своей каменной мощью. В  нарядной отделке здесь  не было нужды. При фараоне Хеопсе и надгробия вельмож превратились в сплошные каменные гряды из великолепных глыб, почти без членения и украшений внутри или снаружи. Когда же поминальные храмы царей V династии стали украшаться изнутри богатой отделкой и простые столбы сменились роскошными колоннами, тогда и внутри гробниц вельмож вновь стали строиться помещения, притом пестревшие изображениями и надписями. Ими покрылись и гробницы областных правителей, высеченные в скалах Верхнего Египта»

 

Помимо поминальных сооружений при пирамидах, мы мало что знаем о храмах Древнего царства. Единственный хорошо известный и принадлежащий достоверно к этому периоду храм, не связанный с пирамидой,— это храм царя V династий Ниу-серра подле нынешнего селения Абу-Гураб. Но это был не обыкновенный городской храм, а особый, царский, в честь бога Солнца Ра и, возможно, в честь «тридцатилетия» царствования. Каменные преддверье и ход вели на обширный двор, залитый солнцем, частично обведённый крытым ходом, с высеченными на стенах изображениями, в том числе и рисующими жизнь природы. В глубине двора на подножии в виде усечённой пирамиды стоял огромный сложенный из камня символ Солнца — приземистый обелиск.

 

О гражданском зодчестве Древнего царства мы можем судить лишь по скудным остаткам да случайным изображениям и упоминаниям. Обычно дома были из кирпича-сырца, камень применялся лишь в местах, требовавших особой прочности. Судя по изображениям, подпорами для перекрытий служили лёгкие точёные колонны.

 


при копировании материалов ссылка на библиотеку обязательна


На главную

Оглавление