На главную

 

УЛЫБКА  НИРВАНЫ

 

Достижение Бессмертия при полном и всестороннем отсутствии

страданий может быть достигнуто только при исполнении Законов Будды*.

Под Бессмертием понимается такое Состояние Сознания, при котором

смертность исчезает, как следствие рождения и перерождения.

Принято понимать, что бессмертием обладают только Боги.

Боги являются наивысшей духовной ценностью в европейских

цивилизациях.

 

Европейские цивилизации, например, христианство, не знают примеров,

когда обычный человек может стать Богом за период от своего рождения до

смерти.  Даже такая выдающаяся личность как Иисус, испытывал и

страдания и смерть. Иисус был обожествлен уже после смерти, когда явился

своим ученикам и доказал, что существование после смерти очевидно.

Если европейские цивилизации не знают таких примеров, то это незнание

- есть неведение, невежество, что и является причиной всех страданий.

Однако  существуют иные цивилизации, которые постигли все причины

страдания, исключили их из жизни и достигли бессмертия.

Надо понимать, что Бессмертие целесообразно только тогда, когда из

него исключено страдание, в противном случае бессмертие становится

ужасным.

 

Освобождение от всех видов страданий, выход из бесконечного круга

рождений и смертей, и связанная с этим состоянием Радость называется

Нирваной или достижением Совершенного Состояния Сознания.

Сведения о Путях достижения Совершенного Состояния Сознания (ССС)

сохранились и до нашего времени. Этот Путь приводит любого человека к

состоянию будды или ССС. Поэтому буддизм это особое течение

человечества.

Буддизм не следует отождествлять ни с религией, ни с философией, ни с

наукой, ни с социальными идеями типа коммунизма, нацизма, или фашизма.

* - Бессмертия достигли многие последователи Будды, например,

Падмасамбхава, Вималамитра, Митраджоки, Тилопа, Сараха и др.

Подробнее об этом см. Карма Арага. "Достигшие духовных вершин". Улан-

Уде.1997 г.

 

Буддизм не следует смешивать ни с оккультизмом, ни к аскетизмом, ни с

мистикой, и тому подобными течениями хотя бы потому, что ни одно из них

не приводит к освобождению от страданий.

Приведем более подробные аргументы вышеуказанным утверждениям.

То, что буддизм – это не религия, должно быть ясным хотя бы потому, что

любая религия на земле опирается на непознаваемого Бога, который, лишь

утешает несчастных, но не способен освободить их от страданий. 

  Уполномоченные Бога – священники не знают, что согласно закону

причин и следствий, страдающих ждет не заслуженный рай, как они

обещают, а наоборот -  еще больший объем страданий, ибо из причины –

несчастья, никогда не вытекает следствия – счастья.

Кроме того, религия не терпит инакомыслия и иноверцев, а такая

нетерпимость не ведет к умиротворению – наоборот, способствует

зарождению гнева, вражды между народами и войны.

Было бы ошибочным полагать, что буддизм отрицает богов, но он и не

поклоняется им, ибо природа образования богов хорошо известна

буддистам.

 

Известно, что боги способны творить чудеса, но они не способны

показать людям практический путь к освобождению от страданий. А

неспособное существо – значит несовершенное, поэтому неадекватное

принципам буддизма.

То, что буддизм – это не социально-политическое течение должно быть

ясно хотя бы потому, что этим течениям нужны вожди.

 Вожди же сами не избавлены от физических и психических страданий, и

не знают, как это сделать, поэтому они не в состоянии избавить  свой народ

от них.

То, что буддизм это не наука, тем более ясно, во-первых, потому, что

наука не знает и не признает ничего вне границ окружающей материальной

трехмерности, и не способна выйти за рамки указанного ограниченного

существования.

Не зная, какие законы существуют за границами описанного ею мира,

наука оказывается неспособной овладеть этими законами и освободить

общество от страданий.

 Кроме того, цель науки, как показывает само слово – научить людей

пользоваться изобретениями науки.

Нужно ли объяснять, что изобретения науки, служащие для увеличения

комфорта, или для массового истребления людей не входят в задачи

буддизма.

То, что буддизм – это не философия, должно быть ясно хотя бы потому,

что философии свойственны рассуждения и познания, необходимые для

развития ума.

 

Однако, даже всесторонне развитый ум оперирует понятиями на базе

слов, но не опирается на конкретно пережитый опыт.

В философии превалирует теория, а не практика освобождения от

страданий.

Поэтому ум, обусловленный понятиями и идеями, так и остается

обусловленным, т.е. несвободным от ограничивающих его условий, а

обусловленность противоречит принципам буддизма.

То, что буддизм – это не оккультизм, должно быть ясно потому, что

наивысшей ценностью в этом течении является Атман – Высшая Душа или

Дух, а в буддизме идея души, как и всякая идея, не представляет ценности.

Идея - это  лишь конструкция ума, несовместимая с Законами Будды.

То, что буддизм – это не мистика, ясно хотя бы потому, что мистика

стремится к овладению сверхъестественными силами, а это также

несовместимо со стремлениями буддистов, для которых

сверхъестественные явления всего лишь признак правильного

сосредоточения, как промежуточная стадия Совершенства.

То, что буддизм – это не магия, должно быть ясно хотя бы потому, что

указанное течение использует знание психологии и парапсихологии для

того, чтобы получить неполитическую власть над людьми, а это

противоречит буддийской морали.

То, что буддизм – это не аскетизм, должно быть ясно потому, что

аскетизм – это крайность и ограничение себя во всем, а буддизм следует

срединным путем, стремясь вывести человека из ограничивающих

крайностей и их рамок, т.е. освободить от их ограничивающего влияния для

безграничного понимания своих действий.

 Можно было бы указать еще множество общественных направлений,

которых не следует отождествлять с буддизмом, но и этих вполне

достаточно.

 

Ошибка большинства людей заключается в том, что, не зная задач

буддизма, они приходят к решению и суждениям, соответствующим их

незнанию, т.е. неверному – ошибочному решению.

Другой ошибкой большинства людей заключается в том, что многие

считают буддизм религией. Однако буддизм не является религией хотя бы

потому, что религия учит любить Бога, который находится вне нас, а в

буддизме действует не Бог.

 Буддизм информирует людей о Пути к познанию природы ума, психики

и чувств, освобождая ум от иллюзий о "Я", и, вводя ум в вездесущее

состояние сознания, способное освободить как себя, так и окружающих от

несовершенства бытия.

 У верующих может возникнуть вопрос: неужели Творец мог создать

несовершенное Бытие?

 Бытие несовершенно, иначе в нем не было бы страданий, ответит

буддист.

 И это – истина.

 Сохранность Сведений о Бессмертии без страданий обуславливается

самим Бессмертием этих Сведений, ибо время не властно над ними,

поэтому человек имеет возможность познать пути к ССС.

Из всех известных на земле цивилизаций только тибетская цивилизация,

опирающаяся на Законы Будды, обладает знаниями путей к ССС.

Законы Будды показывают (но не учат, ибо дело не в учености), каким

путем обычный человек может освободиться сначала от страданий, а затем и

от страданий смерти, покинув пределы смертности и перейдя в Нирвану.

Тысячи простых людей поняли возможность достижения ССС и стали

буддами, пройдя практически путем, указанным Буддой.

Состояние будды является наивысшей ценностью, превосходящей все

материальные и духовные ценности, ибо это ССС представляет собой

всеобъемлющую и всепроницающую Пустоту. В буддизме она носит термин

Шуньята.

Разумеется, под этой Пустотой не следует понимать пустоту кувшина, а

скорее ту пустоту, без которой не мог бы существовать не только кувшин, но

и вообще, ни одна вещь в природе.

Буддийская Пустота не определяется объемом, ибо любой объем

указывает на пределы, которые не могут быть удовлетворительны для

Шуньяты.

Шуньята не может быть определена ничем. Она неопределяема.

Поэтому Шуньята не определяема никаким словом, неописуема,

немыслима, но в ней содержится абсолютно все.

Поздние буддисты делали попытки описать Пустоту в виде аналогий, но

даже самые близкие аналоги неадекватны Высшей Реальности, коей является

Шуньята.

 

Поскольку Высшая Реальность содержит в себе Абсолютную Истину,

постольку все нижележащие уровни, по сравнению  с ней, оказываются

неистинными, нереальными, а стало быть, иллюзорными и условными.

В числе иллюзорных оказывается и так называемая реальность

человеческого существования, вместе с окружающей его средой.

Эту иллюзорность, прежде всего, и предстоит познать тому, кто устремит

свое внимание к исследованию буддийских истин.

Осознание своей нереальности обеспечит стремящемуся понимание своей

природы, которое не изучается ни на одном социальном уровне. Осознание

иллюзорности своего существования обеспечит ему освобождение от

страданий, приблизив его к Истинной Реальности, в которой пребывают

будды.

Истинную Реальность нельзя правильно понять, не пережив опытным

путем некоторые духовные практики.

Кроме того, такие духовные переживания невозможно описать, ибо они

по-разному истолковываются разными людьми.

Буддийский образ жизни опирается не на слепую веру, а на полное

понимание структуры бытия и всех событий в нем.

В процессе обучения европейцы не дают возможности уму обратить

внимание на самого себя, наоборот, они стремятся набить его таким

количеством информации, какое ум может вместить, в надежде на то, что

каким-то непонятным образом эти знания превратятся в мудрость. Этот

процесс становится подобным откармливанию гусей для получения паштета

из печенки.

В результате, многое из того, что на Западе привыкли называть учением,

оказывается просто информацией, которая никуда не ведет. Поэтому

описание опыта обретения мудрости с помощью информации ошибочно, и

нет ничего, что более способствовало бы разногласиям, нежели попытки

описать глубочайшие духовные истины и  переживания тем, кто сам их

пережил.

Без переживания утверждение о подлинности не имеет ценности, а при

наличии переживания оно не нуждается в подтверждении.

 

********

Высшей Реальностью в буддизме считается Пустота - Шуньята.

Пустота все объединяет.

В этом объединении выделяются две главные ценности - Самсара и

Нирвана.

Самсарой называется мир, пребывающий в страдании.

Нирваной определяется состояние, свободное от страданий.

К Нирване приходят из Самсары и освобождение от страданий является

результатом понимания мыслящего существа, стремящегося действовать по

Законам Будды.

Законы Будды, показывающие Путь из Самсары в Нирвану, опрается на

четыре Благородные Истины, которые должен понять каждый стремящийся

познать Высшую Реальность.

Под словом "познать" подразумевается не столько знание в качестве

информации, сколько познание опыта через собственное переживание, а не

через теорию.

Четыре Благородные Истины суть:

Истина о страдании

Истина о причине страданий

Истина о конце страданий

Истина о существовании Пути к освобождению от страданий.

Раскроем эти Истины более подробно.

Истина о страдании показывает три вида страданий, которым неизбежно

подвергается каждое существо независимо от происхождения.

Первый вид - это страдание,  исходящее от физических страданий -

болезней, несчастий, смертей, утрат и так далее.

Второй вид - это страдание от изменений. Например, была молодость,

красота, здоровье, счастье, и т.п. и ушло, ибо все со временем изменяется,

старится, распадается, разлагается и гибнет. И нет в этом мире исключения

ни для одной вещи - все ценности преходящи.

Третий вид - это страдание обусловленного существования, т.е.

существования, обусловленного личностью "Я".

Буддизм считает, что все ложные представления о "Я" созданы умом,

природа которого неведома человеку.

Это неведение - незнание того, чем на самом деле являются люди и

окружающий их мир, является основой таких действий, которые формируют

определенное сознание, создавая цепь причин и следствий в бесконечном

круге перерождений.

 

Поскольку первые два вида страданий наиболее легки для восприятия

умом, постольку третий вид наиболее труднодоступен для ума, ибо ум сам и

строит эту идею "Я".

Идея "Я", идея личности, души, которая якобы перерождается - это всего

лишь идея. Идея, за которую цепляется ум и к которой он привязан, и не

может освободиться.

Свободный, независимый от идей и ложных представлений ум разрубил

эти связи острием аргументов, которые выкованы из знаний пустотной

природы своего ума и заточены на камне знаний законов будды.

Освобождение ума от ошибочных представлений начинается с

информации о несовершенствах ума, на которые ум не может показать так

же, как палец показать на самого себя.

Эти несовершенства представляют собой шесть характеристик,

выражающихся в:

накопительстве любого знания, ибо накопительство это груз, а не

свобода, и этот груз может накапливаться до бесконечности,

ограниченности ума, неспособного думать о 10 вещах одновременно,

противоречивости ума, опровергающего свои же собственные открытия,

самообмане ума, создавшем иллюзию "Я", и описывающем окружающую

среду только в трех измерениях,

слабости ума, неспособного остановить поток мышления,

зависимости ума, цепляющегося за вещи и события и зависящего от них,

разрушительности ума – его смертоносности.

Признав эти несовершенства, ум будет стремиться к освобождению от

них, но это освобождение не может состояться до тех пор, пока он будет

цепляться за идею личного "Я".

Идея "Я" о якобы своей отдельной личности захватила ум по той причине,

что он не знает и не ведает об аргументах, которые рассеивают иллюзию

этой идеи и открывают ясную структуру подлинного ума.

Подлинный ум обладает пустотой, сквозь которую ясно видно все, чем

наполнен этот мир.

Из качества ясности ума вытекает его познающая способность, которая

способна прозреть свою бесформенность, то есть - пустоту.

Для того чтобы прояснить ум до состояния абсолютной ясности человеку

следует познать причины бытия, которые наполнены страданиями.

Единственной причиной бытия является желание.

Желание все осмыслить, почувствовать, изменить.

Вся природа стремится к осмыслению своего существования, а стало быть

не лишена смысла (существования).

Указанная причина неизбежно образует следствия, то есть:

желание все осмыслить требует органов мышления,

желание все почувствовать образует органы чувств, а

желание все изменить образует организм человека, способного к

деятельности, движению и изменению природы.

Таким образом, закон причинно-следственных связей (кармы) создает

самоорганизацию следствий в форме органов, наследующих причинный

организм человека.

Самоорганизация образует элементарные агрегаты (скандхи), которые

возникают в строгой последовательности от причины - желания.

Так, сначала само организуется

физическая форма, тело - агрегат (база) для создания в нем органов

чувств и в контакте их с объектами возникают

ощущения материального мира - эмоциональный агрегат, порождающий

в определенные

представления ума, различающего и создающего знания (сознание)

исключительно на основе физической формы и ощущений восприятие,

которое по причине желания создает

намерение сознания к действию - агрегат психических факторов,

образующий способность к изменчивости ума, органов чувств и формы,

которые образуются в элементарную

группу сознаний при контакте, например, глаза с окружающими его

объектами возникает сознание зрения, при контакте уха со звуками

возникает сознание слуха и т.д., образующие в совокупности:

первичное сознание существа.

Первичное сознание не избавлено от так называемых клеш.

Клеши - это инфекционные болезни ума, которые являются следствием

скандх.

 

Клеши развиваются в строгой последовательности и связи с

соответствующим агрегатом.

Таким образом, агрегат, образовавшийся как:

Физическая форма тела (рупа), которая всегда находится в неведении,

соответственно и образует клешу, именуемую -  Неведение.

Ощущения в органах чувств создают клешу Эгоцентризма, иллюзию "Я", с

разделением на "мое" и "чужое".

Намерение действовать тяготеет к Гордости (к своему), и Зависти (к

чужому).

Группа сознаний тяготеет и создает клешу Любви (к своему, приятному).

Первичное сознание образует клешу Гнева (к чужому и неприятному).

Все указанные психические факторы возникают в уме, по причине

желания получить удовлетворительный результат, и нежелания -

неудовлетворительного.

Однако неудовлетворительных ситуаций не избежать, и они становятся

причиной страданий, но личность не желает их знать, и находится в

неведении относительно безличности самих агрегатов, составляющих базу

чувствующего существа.

Неведение (своей природы) перекидывается и на ум, который теряет

ясность и затуманивается обусловленностью и ложными представлениями об

отдельности своей личности в виде "Я", которого нет ни в одном безличном

агрегате.

Наиболее трудной для обычного человека оказывается задача, в условии

которой заложен отказ от существования личности - "Я". Поэтому для

начала следует понять, что агрегат, например тело, безличен и характерен

для любого существу, поэтому и орган чувств, например, глаз, есть частное,

связанное с общим зрением, и  не принадлежит отдельной личности.

Если человек не открыл для себя один из трех видов страдания -

иллюзию "Я", то он не может быть истинным буддистом.

Поэтому все дисциплины буддийского пути нацелены на то, чтобы

развить такое понимание, которое преодолевает чувство своей отдельности.

Ведь, когда мы летим на самолете, то видна вся масса облаков над

которыми мы летим, а не только маленькая ограниченная картина

отдельного облака.

Именно свои оболочки тела производят иллюзию отдельности, из которой

вырастает все незнание в мире.

Буддисты называют это неведение злом.

 Неведение образует непрерывную цепь причинно-следственных связей,

которые ведут к перерождениям и смертям.

Эта цепь выражена таблицей, которая приведена в приложении 1: 

- "Колесо круговорота бытия" в 12 звеньях цепи взаимозависимого

происхождения.

Законы Будды, конечно, не ограничиваются 4 Благородными Истинами.

Из этих Истин вытекает восьмеричный Путь, который состоит из действий,

ведущих к полному освобождению - Нирване.

Эти действия таковы:

 

П1 – Правильные представления, взгляды, понимание.

П2 – Правильное намерение, правильное стремление.

П3 – Правильная речь.

П4 – Правильное поведение, правильное действие.

П5 – Правильный образ жизни.

П6 – Правильное усилие.

П7 – Правильные мысли.

П8 – Правильное осознание в сосредоточении.

 

Связь Восьмеричного Пути с четырьмя Абсолютными Истинами такова:

 

А – Абсолютная Истинная Пустота.

 

 А 1– Неведение, присутствие страданий, Пустота ДЛЯ заполнения

Знаниями

А 2 – Всеведение, отсутствие страданий, Пустота ОТ всех земных знаний.

 

Аи 1 – Абсолютная Истина о существовании страданий.

Аи 2 – Абсолютная Истина о Причине страданий.

Аи 3 – Абсолютная Истина о возможности прекращения страданий.

Аи 4 – Абсолютная Истина о Пути, освобождающим от страданий.

 

П 1 – Правильные представления, взгляды, понимание.

П 2 – Правильное намерение, правильное стремление.

П 3 – Правильная речь.

П 4 – Правильное поведение, правильное действие.

П 5 – Правильный образ жизни.

П 6 – Правильное усилие.

П 7 – Правильные мысли.

П 8 – Правильное осознание в сосредоточении.

 

Восьмеричный Путь, в каком то смысле имеет параллели с Парамитами

Совершенства.

Сходство между парамитами и восьмеричным путем очевидно.

Расположим их рядом в обратном порядке:

Правильная внимательность соответствует совершенству мудрости.

Правильное сосредоточение - совершенной медитативной концентрации

ума.

Правильное усилие - совершенному усилию, напряженности.

Правильный образ жизни - совершенству терпения.

Правильное действие - совершенству этики.

Правильная речь - совершенству этики.

Правильные мысли - совершенству щедрости.

Правильные взгляды - совершенству всех вместе взятых.

Что такое правильные взгляды? Это правильное понимание Четырех

Абсолютных Истин Будды. Так как невежество с иллюзиями о "Я"

представляют собой корень всех страданий, то нужно знать Истину.

Правильное направление мыслей, где нет ничего постоянного и ценного

- это мысли о преходящести всего Бытия.

Правильная речь - это речь без лжи, клеветы, грубостей и пустословия.

Правильное действие  - это поведение без убийства, воровства и

разврата.

Правильный образ жизни - это жизнь без нечестных заработков.

Правильное усилие - это направление своих сил без вредных идей, такое

усилие искореняет дурные мысли и заполняет ум положительными.

Правильное сосредоточение - это сосредоточение на трех ступенях: что

все проявленное -  это ум, что ум - это иллюзия, что иллюзия не имеет

собственной природы.

Правильная решимость - это стремление преобразовать свою жизнь с

отречением от привязанностей человека к материальному миру.

 

Однако вернемся к трем видам страданий, содержащих первую

Абсолютную Истину Будды.

При более внимательном рассмотрении этих видов будет заметно, что

виды страданий расположены по возрастающей для понимания уровню

трудности.

Следует заметить, что для буддиста важно не столько ознакомление с

этой информацией (ознакомление с теорией не ведет к освобождению),

сколько важно понимание указанных событий, пережитых на собственном

опыте - на практике.

Поэтому Путь к освобождению от страданий и Бессмертию начинается с:

Неведения, проходит через теоретические

Сведения и находит результат в практическом

Поведении человека, стремящегося к Освобождению.

Априори, проинформируем будущего буддиста о том, что Поведение

стремящегося должно отвечать шести парамитам, сходным с восьмеричным

Путем. Шесть парамит, как шесть характеристик поведения, должны

осваиваться связно, причем их включение в линию поведения происходит

как в последовательной, так и в параллельной связи для того, чтобы единая

схема поведения не рассыпалась по отдельности.

Для Сведения, шесть парамит - это:

Совершенство щедрости. Кто не щедр, тот скуп, а скупой не может

достигнуть Совершенного Состояния Сознания.

Совершенство этики. Кто щедр, но груб, тот и своенравен, а своенравный

не может достигнуть ССС.

 

Совершенство участия (терпения). Кто щедр и не груб, но безучастен и

равнодушен к страданиям других, тот не может достигнуть ССС.

Совершенство усилия. Кто щедр, не груб, не равнодушен, но ленив и не

прикладывает усилий для понимания Истиной Реальности, тот не в

состоянии достичь ССС.

Совершенство медитативной концентрации ума. Кто щедр, ласков,

участлив, усерден, но не практикует сосредоточенность ума, тот не в

состоянии успокоить мятежный ум и сосредоточиться на внимательности -

не в состоянии достичь ССС.

Совершенство мудрости (внимательности). Кто щедр, ласков, участлив,

терпелив, усерден, сосредоточен, но не может сохранить внимательности

на событиях, связанных с Истинной Реальностью, но скрытых ошибочными

представлениями, тот не может достичь ССС.

Из всех характеристик поведения наиболее трудны пятая и шестая

ступень.

Правильное сосредоточение - это сосредоточение на трех ступенях: что

все проявленное -  это ум, что ум - это иллюзия, что иллюзия не имеет

собственной природы.

Правильная внимательность - это стремление преобразовать свою жизнь

при внимании к каждому моменту Бытия.

При сочетании Сведений с Поведением уходит Неведение по отношению

к первым двум видам страданий. Это происходит при употреблении

Правильной Внимательности.

Если быть внимательным к каждому моменту своей жизни, то можно

заметить, что, во-первых, жизнь не бывает без переживаний боли и других

страданий. При наступлении боли происходит ее переживание, которое

отличается от заболевания простого человека, ибо он не накладывает

события своей жизни на Эталон Абсолютных Истин и не подключается к

ним, находясь в Неведении. Во-вторых, жизнь не бывает без изменений,

например, когда при утрате любимой вещи или человека возникает

страдание, однако, буддист переживает это страдание не так, как простой

человек, ибо последний просто страдает, не понимая причин, а буддист

переживает, зная причины через Абсолютные Истины. Подключаясь к ним,

буддист в переживании сливается с Истиной, выходя из пределов

неведения.

 

Наиболее трудным для перемены Поведения по отношению к 3 виду

страданий является понимание того, что не существует никакого "Я" -

никакой личности, которая вела бы независимое существование, ибо

личность обусловлена Неведением, из которого и возникает эгоцентризм

(то есть состояние сознания, где центром "отсчета" является "Я").

Из первичного Неведения можно выйти, получив Сведения о том, что

ошибочные представления о существовании "Я" возникают в уме существа,

который не информирован об агрегатах, из которых состоит Природа

Человека и природа носимого им ума.

Не ведающий о своей природе, т.е. невежественный ум, переживая

ощущения, не знает, что как ощущения, так и производные чувства не

принадлежат  лично ему - они безличны, т.е. принадлежат всем. Он не

знает, что чувства являются производными агрегатами - следствиями от

Причины, которая лежит выше - вне человека.

Сведениями об этих агрегатах не обладает ни одна цивилизация, ни одна

религия по той причине, что законы причинно-следственной связи (кармы)

известны только в буддизме. Поэтому тот, кто располагает этими

Сведениями, имеет возможность освободить человека от страданий.

Итак, не осознав и не отбросив иллюзию ума о своем "Я" освободиться от

страданий невозможно. Осознание иллюзорности "Я" начинается с

упомянутого ранее утверждения о том, что Бытие (созданное Богом-Отцом)

несовершенно.

Оно несовершенно по той причине, что Бытие содержит страдания и

смерть.

Естественно каждый вправе поставить вопрос: Какова Причина Бытия?

Буддизм дает ответ: Причиной Бытия является ЖЕЛАНИЕ.

Желание все осмыслить, почувствовать, изменить.

Согласно закону причинно-следственных связей, существующая Причина

неизбежно образует следствие: организацию мышления в органах чувств,

располагающиеся в организме тела.

Скандхи наследуются причинным организмом в Человеке и являются

непосредственным условием для последующих страданий.

Страдания буквально формируются в теле и образуют Колесо круговорота

бытия, которое имеет 12 спиц в непрерывной цепи взаимозависимого

происхождения.

Как колесо не имеет начала, так и Самсара безначальна. Казалось бы, там,

где нет начала не должно быть и конца.

Процесс круговорота бытия не имеет начала, ибо рождение обусловлено

действиями и аффектами. В свою очередь аффекты и действия связаны с

рождением, отсюда безначальность круга.

 Однако круговорот имеет конец, вследствие исчерпания причины.

 Если бы это было не так, то откуда бы взяться многочисленным

бодхисаттвам, которые достигли выершин совершенства благодаря

изменению сознания и образа жизни.

От бодхисаттвы до Будды – один шаг. Вспомним, что Будда – это не

конкретный человек (как Ииисус Христос, например), Будда – это Человек,

достигший Совершенного Состояния Сознания. Последний Будда – Гаутама

прошел весь Путь и сошел с Колесницы страданий, которую показана его

последователями в следующей таблице:

 

 

 

Однако, отбросив Самсару, Будда не вошел в Нирвану, ибо в буддийском

Космосе есть Закон: Будда не уходит в Нирвану, пока не будут освобождены

все чувствующие существа.

А поскольку до освобождения человечества от страданий еще далеко, то

не будет ошибкой понять, что Будда еще с нами. Будда не только с нами, но

и в нас самих. Будда изначально существует в каждом из нас, иначе, как бы

человек мог достичь состояния Будды, к которому пришли тысячи будд.

Могут спросить – почему же Будда до сих пор не может спасти

человечество от страданий?

Будда не спасает – он указывает Путь к освобождению от страданий. А

возможность вступить на указанный путь, может каждый. Подобно тому, как

абитуриент, в своем стремлении получить Высшее образование выдерживает

вступительные экзамены и поступает на первый курс ВУЗа, точно так же и

каждый стремящийся к Нирване имеет возможность вступить на указанный

буддой Путь, пройти практику и достигнуть Совершенного Состояния

Сознания.

Это единственный Смысл Жизни, ради которого стоило родиться в Мире

страданий.

 

Михаил ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

 

 

На главную