Вся библиотека >>>

Содержание раздела >>>

 

Экономика

 

Торговля финансовыми инструментами Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право


 

Фондовые биржи

 

 

Торговля новыми финансовыми инструментами

 

Для российских эмитентов и инвесторов выход на международный рынок ценных бумаг имеет важные цели:

для инвесторов

-стремление сберечь свои накопления от инфляции и обеспечить их конвертирование в устойчивую валюту.

для эмитентов

- привлечение иностранного капитала.

Среди наиболее популярных инструментов международного рынка ценных бумаг, на которые ориентированны российские эмитенты, можно отметить:

1.         АДР – американские депозитарные расписки, выпуск которых возник еще в конце 20-х годов. АДР представляют производную ценную бумагу, подтверждающую право ее владельца на определенное количество ценных бумаг некоторого эмитента, депонированных в американском банке-депозитарии. Посредством АДР осуществляется размещение акций российских эмитентов на американском фондовом рынке.

Схема обращения и торговли АДР может быть предоставлена в виде следующих последовательных этапов:

•          Разработка программы выпуска АДР. При этом выпуск может осуществляться по программе  неспонсируемых АДР, либо по программе спонсируемых АДР.

Программа выпуска неспонсируемых АДР предусматривает, что соглашение между эмитентом и депозитарием не обязательно, а требования к раскрытию информации минимальны, т.е. достаточно только подтверждения соответствия деятельности эмитента законодательству его страны. Формально выпуск АДР может быть осуществлен американским депозитарием без активного участия и даже без согласия российского эмитента. В этой связи неспонсируемые АДР, как правило, не обращаются на организованном биржевом и внебиржевом рынке ценных бумаг.

Они могут обращаться только на неорганизованном внебиржевом рынке,  например, в фондовых магазинах.

Выпуск спонсируемых АДР инициируется эмитентом, который заключает соглашение с депозитарием и несет затраты по хранению и обращению АДР. Кроме того, эмитент берет на себя обязательство раскрывать информацию, глубина которой зависит от уровня АДР. Так, АДР первого уровня обращаются на внебиржевом неорганизованном рынке, и раскрывают информацию, соответствующую этому рынку. АДР второго уровня могут обращаться в системе NASDAQ и на тех фондовых биржах, где котировались ценные бумаги данного эмитента до выпуска АДР. АДР третьего уровня размещаются публично на фондовой бирже и/или среди ограниченного круга частных квалифицированных инвесторов. При этом для публичного обращения АДР на фондовых биржах необходимо раскрытие информации по стандартам GAAP, а  для размещения среди ограниченного круга частных инвесторов (дилеров) раскрывается только самая общая информация, подтверждающая законность деятельности  эмитента.

•          Регистрация выпуска АДР в Комиссии по ценным бумагам США.

В программе выпуска АДР эмитент представляет на утверждение Комиссии список депозитариев, причем по спонсируемым АДР может быть только один депозитарий, а также список финансовых и юридических консультантов, андерратеров,                                   аудиторскую компанию, номинальных держателей (кастодианов) с американской и российской стороны.

Нередко изначально эмитент прибегает к выпуску АДР для размещения за пределами США, в оффшорных зонах, без намерения продажи в США. В этом случае программа выпуска АДР не подлежит регистрации в Комиссии по ценным бумагам США.

•          Депонирование эмитентом своих акций в американском банке-депозитарии и выпуск АДР.

АДР могут выпускаться как на акции, уже находящиеся в обращении на вторичном рынке, так и на акции, проходящие первичное размещение. Более 20 российских компаний вовлечены на рынок АДР, при этом основной удельный вес составляют те, которые предусматривают выпуск АДР только на акции, размещенные ранее и находящиеся в торговом обороте на вторичном рынке.

•          Приобретение инвестором АДР на американском рынке.

В этом случае происходит перерегистрация владельцев АДР в банке-депозитарии. При покупке акций на российском рынке происходит их регистрация на кастодиана (номинального держателя), депонирование и выпуск соответствующего количества АДР, которые передаются покупателю. Операции продажи осуществляются в обратном  порядке и предполагают раздепонирование акций в депозитарии.

Следует отметить, что размещение, купля-продажа АДР третьего уровня осуществляется при посредстве торговой системы Portal.

2.         Другим не менее важным финансовым инструментом международного рынка ценных бумаг для российских эмитентов выступают международные облигации (евробонды). Рынок евробондов возник в 1963 году и является в основном внебиржевым.

Иностранными считаются облигации, которые выпущены иностранными инвесторами по отношению к стране размещения. Евробонды представляют среднесрочные и долгосрочные облигации государств и компаний, деноминированные в евробонды и предназначенные для размещения среди инвесторов различных стран, осуществляющих операции на рынке евровалют.

Евробонды можно классифицировать на три группы:

-          с фиксированной процентной ставкой, эта группа занимает наибольший удельный вес в общей сумме обращающихся на рынке  евробондов.

-          с плавающей процентной ставкой. Данная группа появилась в 1970 году, и ее удельный вес имеет тенденцию к увеличению.

-          конвертируемые в обыкновенные акции.

При размещении евробондов ведущее место занимают иностранные инвестиционные банки. Все участники торговли рынка евробондов объединены в саморегулируемую организацию ISMA (“Ассоциация участников международного рынка ценных бумаг”), которые разработала и внедрила правила – стандарты торговли евробондами, требования к членам  ассоциации, а также порядок разрешения спорных ситуаций. В качестве депозитарно-клиринговых  систем используется Euroclear  и  CEDEL.

Следует однако отметить, что выход на рынок евробондов для российских эмитентов ограничивается национальным законодательством.

Во-первых, привлекать финансирование посредством рынка евробондов согласно статье 33 закона  “Об акционерных обществах” получают право только акционерные общества и в объемах, не превышающих размеры их уставного капитала. Поэтому нередко российские эмитенты, не имея или имея небольшие возможности увеличения уставного  капитала за счет капитализации прибыли, осуществляют его увеличение за счет переоценки стоимости основных фондов.

Во-вторых, существует ограничение на выпуск необеспеченных облигаций. Возможна только эмиссия облигаций, обеспеченных залогом имущества эмитента, либо третьих лиц. В этих условиях АО выходят на рынок евробондов, как правило, имеющие не ранее трех лет с момента организации и при условии надлежащего утверждения бухгалтерских балансов  и отчетов за последние два года.

Мерой надежности эмитента при выпуске евробондов выступает кредитный рейтинг, который осуществляется специализированными агентствами (Standart  and Poorsa Moody’s) и характеризует ценные бумаги следующим образом:

Aaa (AAA) – высшее качество;

Aa (AA) – высокое качество;

A – качество выше среднего;

Baa (BBB) – среднее качество;

Ba (BB) – преимущественно спекулятивные;

B – низкое качество;

Caa (CCC) – вероятно невыполнение обязательств;

Ca (CC) – весьма спекулятивные;

C – низшее качество;

DDD – невыполнение обязательств.

3. Российские депозитарные сертификаты (РДС).

В целях привлечения западных инвесторов на российский фондовый рынок разработана программа выпуска и размещения РДС, в которой участвуют крупнейшие российские эмитенты (“Ростелеком “, Ленэнерго,  “Лукойл” и др.)

Схема размещения РДС во многом схожа с обращением АДР.

    

 «Бизнес, финансы, рынок, право»             Следующая страница >>>