Вся библиотека

Оглавление

 


«ДИВО» русская книга рекордов и достижений


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Воздухоплавание и авиация:  Воздушные шары 

 

 

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

 

ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА: КТО ЖЕ ПЕРВЫЙ?

В 1731 году в Рязани подьячий Крякутный сконструировал воздушный шар и первым из людей поднялся на нем в воздух. Так утверждает Большая советская энциклопедия во втором издании (т. 1 с.91).

В рукописи Сулукадзёва «О воздушном летании в России с 906 лета по Р.Х.» эта история с Крякутным представлена так: «...фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь». В той же рукописи приводятся сообщения о полетах с помощью самодельных крыльев приказчика Островкова, кузнеца Черная Гроза и других. Сулукадзев в подтверждение приводимых им фактов ссылается на записки Боголепова и воеводы Воейкова, но ни тех, ни других до сих пор найти не удалось. Рукопись же Сулукадзёва относится к 1819 году.

В книге академика Д. С. Лихачева «Текстология» (АН ..СССР, 1962) указано, что полет Крякутного на воздушном шаре г— подделка фальсификатора А. Сулукадзева. Подделку обнаружила исследователь В. Покровская.

Другие источники ссылаются на фальсификацию Татищева, который якобы подделал и «подчистил» целый ряд исторических документов, выгораживая первенство Крякутного.

Несколько настораживает то, что существует целый ряд разнообразнейших источников, «разоблачающих», «изобличающих» историю с Крякутным. В частности, в некоторых из них говорится об... искажении имени первого аэронавта. В других утверждается, что первым был еще кто-то. В западных же источниках преобладает такая версия: на шаре братьев Монгольфье первыми поднялись в воздух в 1783 году французы. В истории с Крякутным же пока многоточие...

 

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ СТРАТОСТАТ

Первый советский стратостат под названием «СССР» поднялся на высоту 19 тысяч метров 30 сентября 1933 года. Емкость шара была 25 тысяч кубических метров. Экипаж: командир стратостата Г. А. Прокофьев, пилот Э. К. Бирнбаум, инженер К. Д. Годунов (конструктор стратостата).

 

КРУПНЕЙШИЙ ДИРИЖАБЛЬ

5 ноября 1934 года совершил свой первый полет дирижабль ОСОАВИАХИМ СССР-В6. Это был крупнейший отечественный дирижабль. Его грузоподъемность составляла 8500 килограммов. Длина — 104 метра 50 сантиметров. Диаметр — 18 метров 80 сантиметров. Объем полужесткой конструкции — 18 500 кубических метров.

Дирижабль был способен подниматься на высоту 4500 метров и развивать скорость до 113 километров в час. На борту дирижабля одновременно могли находиться 20 пассажиров и 16 членов экипажа. Построенный под руководством знаменитого Умберто Нобиле, ОСОАВИАХИМ СССР-В6 просуществовал всего четыре года и разбился 6 февраля 1938 года под Кандалакшей в мурманской области.

 

ФЕСТИВАЛИ ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ

Около 30 разноцветных воздушных шаров, управляемых воздухоплавателями из 17 стран мира стартовали в небо в вильнюсском парке Вингис во время первого международного праздника шаров «Вилыпос-89». В празднике участвовало около 100 воздухоплавателей, в том числе победители и призеры чемпионатов мира и Европы. Одним из организаторов праздника была английская фирма «Камерон баллунс».

Следующий международный фестиваль воздухоплавания «Небо России» состоялся в 1990 году под Рязанью. В нем приняли участие представители Великобритании, Норвегии, ФРГ, Югославии и Австралии. Советский Союз представлял один воздушный шар.

 

САМЫЙ МАССОВЫЙ

Самым массовым воздухоплавательным зрелищем стал международный фестиваль аэростатов, прошедший с 23 по 27 мая 1990 года в Ленинграде. В этом празднике воздушных шаров участвовал 41 экипаж. Тогдашний СССР был представлен шестью тепловыми аэростатами (воздушными шарами на горячем воздухе).

 

НОЧНОЙ ПОЛЕТ НАД КАРАКУМАМИ

В апреле 1991 года впервые была предпринята экспедиция воздухоплавателей в Каракумы. Серия полетов состоялась в сложнейшее для воздухоплавания время — период сильных ветров и дождей. В экспедиции приняли участие спортсмены из четырех стран: Чехо-Словакии, Бельгии, Литвы и России. Ночной полет на воздушном шаре совершили литовцы Римас Мацюлявичус, Гинтарас Крисюнас и бельгиец Бенуа.