Вся библиотека

Оглавление

 


«ДИВО» русская книга рекордов и достижений


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Наука и техника:  Железнодорожный транспорт

 

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПАРОВОЗА

Паровоз был изобретен в России в 1833 году отцом и сыном Черепановыми, русскими механиками-изобретателями. В 1835 году они создали второй, более мощный паровоз. Чугунная рельсовая дорога (построенная ими же) протяженностью 3,5 километра была проложена в Нижнем Тагиле от Выйского завода до Медного рудника.

 

ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Первая пассажирская железная дорога была открыта в России для движения 30 октября 1837 года: между Петербургом и Царским Селом. Ее протяженность составляла 24 версты (25,6 километра). А в 1851 году была открыта железная дорога Петербург — Москва протяженностью около 650 километров. У паровозов тех времен были свои имена: «Богатырь», «Орел», «Слон», «Лев», «Стрела», «Проворный».

Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах находились в передней части состава. Вагоны были снабжены жесткими скамьями, но не имели крыши, поэтому пассажиры чаще ездили... под скамьями, где спасались от искр, снопами вылетавших из паровозной трубы, и холода.

 

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕПЛОВОЗ

Первый в мире тепловоз (мощностью 1000 лошадиных сил) был построен ленинградскими заводами «Красный путиловец» (ныне объединение «Кировский завод»), Балтийским и «Электрик». Тепловоз впервые появился на путях Октябрьской железной дороги 6 ноября 1924 года. С 1957 года полностью прекращен выпуск паровозов, паровозостроительные заводы переключились на выпуск тепловозов.

 

ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ

Первый электрифицированный пригородный 19-километровый участок железной дороги (Баку — Сабунчи — Сураханы) был открыт для движения первых электричек 6 июля 1926 года. Затем в 1929 году вступил в эксплуатацию участок Москва — Мытищи Северной железной дороги (17,7 километра).

 

САМЫЙ МОЩНЫЙ ЭЛЕКТРОВОЗ

Самым мощным в мире электровозом является построенный в 1985 — 1986 годах в Новочеркасске «ВЛ-86». Этот локомотив был построен специально для работы на Байкало-Амурской магистрали. Причем ему не страшна даже температура до минус 60 градусов по шкале Цельсия. Мощность электровоза — 11 400 киловатт (15 287 лошадиных сил) — позволяет ему развивать максимальную скорость 110 километров в час.

 

СОСТАВ-ТЯЖЕЛОВЕС

Представьте себе поезд из более чем... 400 вагонов, общей длиной 6 километров 450 метров. Скажете, — невероятно. Но именно такой поезд с рекордным весом 43 467 тонн провели по трассе в начале 1986 года железнодорожники Целинной железной дороги совместно с учеными московского и ленинградского транспортных институтов. Состав тащили несколько локомотивов.

 

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ПАРОВОЗ

Микромастер Михаил Маслюк представил на выставку в Политехнический музей в Москве макет паровоза, на котором В. И. Ленин в 191/ году прибыл из эмиграции в Петроград на Финляндский вокзал. Паровоз был установлен на срезе человеческого волоса. На площади в один квадратный миллиметр можно разместить 600 таких паровозов.

 

САМАЯ ДЛИННАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Самой длинной железной дорогой в мире считается Транссибирская магистраль, протяженностью 9438 километров от Москвы до Находки на Дальнем востоке. На этом пути 97 остановочных пунктов. Чтобы проехать по ней из конца в конец, необходимо более 8 дней.

Байкало-Амурская северная магистраль (БАМ), протяженностью 3145 километров, строительство которой силами заключенных началось в 1938 году и возобновилось в 1974 году, была введена в действие 27 октября 1984 года Для реализации этого проекта необходимо было выбрать 382 миллиона кубических метров земли и построить 3901 мост.