На главную

Оглавление

 


«Чудеса и Приключения» 3/95


УРАЛЬСКАЯ ЦАРЬ-ПУШКА

 

Лев ВЯТКИН

 

Тогда видишь эту огромную пушку, та, кажется, будто сошла она со страниц фантастического романа Жюля Верна. Между тем орудие абсолютно реально, и отлили в Перми «а Мотовилихинском заводе, основанном 250 лет назад.

 

Пермскую «царь-пушку» сделали инженеры и рабочие в 1868 году во времена «битвы железных канцлеров — Александра Михайловича Горчакова и Отто фон Бисмарка Это было время, когда немецкий теоретик и начальник генерального Штаба Хельмут Мольтке втолковывая прусским генералам мысль о неизбежности войн, о преимуществах внезапного нападения и основах победоносного «блицкрига».

 

Россия должна была обезопасить себя от неожиданного вторжения. Тогда-то в 1868 году уральские Металлурги и оружейники и отлили из слитка весом 4000 пудов огромную пушку. Предназначалась она для защиты Петербурга со стороны моря и должна была занять сере место в Кронштадте, на форту Константин, где для нее уже установлен особый лафет, позволяющий вести круговой огонь.

 

Для пушки предстояли серьезные испытания, поэтому для нее был отлит временный лафет, сделанный с запасом прочности, «а нем проводились испытательные стрельбы. Пороховой заряд при этом последовательно увеличивали до 120 килограммов. Уральская «царь-пушка» произвела при испытаниях 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем, при постоянном угле возвышения, на дальность до 8 километров. Окончательные испытания намечалось провести в Кронштадте по морским целям.

 

Заряжение пушки осуществлялось с дульной части ствола строго последовательно. Сначала закладывали пороховой заряд, затем ядро или бомбу весом 480 килограмм. Эта операция производилась при помощи системы полиспастов, подвершиваемых на особые крюки, встроенные в обрез ствола. Бомбу клали в специальную люльку или «корзину» и по команде дружно поднимали к жерлу орудия, затем «корзина» опрокидывалась и бомба сама вкатывалась в канал ствола.  Стрельба из «царь-пушки» велась через реку Каму и в памяти наших прадедов запечатлелась как потрясающее и в то же время красочное зрелище. От выстрела содрогалась земля, вылетал огромный сноп огня и дыма. В крестьянских избах на противоположном берегу реки от удара воздушной волны распахивались двери и вылетали оконные стекла.

 

На месте падения ядер и бомб начисто срезались или разносились в щепу 300-летние сосны. Здесь же специалисты определяли кучность стрельбы, рассеивание и другие параметры баллистики.

 

Уникальное орудие было отлито из закаленного чугуна очень высокого качества по «уральскому методу». Плавка велась из лучших местных руд — магнитного железняка с рек Чусовой и Косьвы, а также «железного блеска» с реки Вишеры. Уголь шел древесный, от углежогов Добрянского завода, он сообщал металлу ценнейшее свойство сопротивления ржавчине. Дело в том, что в «железном блеске» практически не было серы, вот почему пушка, несмотря на то, что более ста лет находилась под открытым небом, только слегка покрылась тончайшим слоем темного окисла.

 

На Мотовилихинском заводе действовал 50-тонный паровой молот, превосходивший по своей мощности агрегаты этого типа на заводах Круппа. В 1876 году была начата выплавка мартеновской стали твердых сортов. С 1890 года освоена электрическая сварка по способу инженера Славянова. И завод впервые в мире начал принимать заказы на сварку машинных, пароходных, паровозных частей и даже треснувших колоколов. Вскоре он перешел на изготовление орудий крупных и средних калибров из мартеновского металла и изготовление новейших скорострельных орудий.

 

Когда ствол окончательно обработали, его вес оказался равным 2800 пудов (45,9 т) при калибре 20 дюймов (508 мм). Вскоре для Кронштадта была отлита еще одна пушка, аналогичная первой, но она не сохранилась. В этой связи уместно привести для сравнения данные царь-пушки, отлитой знаменитым мастером Андреем Чеховым в 1586 году в Москве по приказу царя Федора Ивановича. Вес пушки 2400 пудов (39312 кг). Дульная часть ствола внутри имеет диаметр 92 см. Длина ствола этого огромного орудия 5 метров 34 сантиметра. Однако московская царь-пушка в отличие от уральской предназначалась для стрельбы только картечью, а не ядрами. По этой причине ее называли «Дробовичком Российским». Долгое время она стояла на специальном деревянном лафете в Китай-городе, и в случав нового татарского нашествия полчищ хана Казьнгирса она должна была обстреливать переправу через Москву-реку и охранять главные ворота Кремля.

 

Как видим, по весу уральская «царь-пушка» была много больше, стреляла ядрами и на большую дальность.

Железной дороги до Перми тогда еще не было, поэтому орудию предстоял путь в специально построенных крепких баржах по Каме и Волге до Москвы. Затем по железной дороге «царь-пушку» со всеми предосторожностями должны были везти до Петербурга и вновь по воде до Кронштадта.

 

Однако уральской «царь-пушке» не суждено было, попасть в Кронштадт. В Златоусте начал варить превосходную пушечную сталь инженер-изобретатель Павел Матвеевич Обухов. Разбогатев, он основал завод в Петербурге. Изготовленные на нем орудия заряжались с казенной части и были много легче пермской «царь-пушки». Словом, надобность в ней отпала. Однако императором Александром II было принято решение одну из пушек сохранить как историческую реликвию для потомства. Она вернулась с дороги в Пермь.

«Царь-пушка» простояла за проходной завода более 120 лет! И ее мало кто видел. Заводская охрана запрещала ее фотографировать, и это чудо литейного дела многие пермяки так и не увидели. А оно было рядом...

 

В 1989 году автор этих строк предложил «царь-пушку» перенести в центр города. К его великой радости, на предложение пермяки дружно откликнулись, и в первую очередь директор Мотовилихинского завода Юрий Андреевич Булаев. Были подогнаны подъемные краны, платформы, механизмы, и руками инженеров и рабочих огромное орудие было водружено на площади на постамент.

 

Кто-то из инженеров Мотовилихи предложил «пальнуть» во славу русского оружия и запечатлеть сей славный момент на кинопленке, но на сие действо потребовалось разрешение высокопоставленного чиновника, а тот в духе старых традиций русской бюрократии посчитал, что выстрел из такого гиганта может оказаться слишком громким.

 

Короче, стрелять запретили...

 

Историческая связь времен вновь состоялась, неся россиянам восхищение, восторг и радость. И стоит теперь в Перми уральская «царь-пушка» как чудо прошлого века, как дело рук русских литейных мастеров, и по ней карабкаются шумливые ребятишки, которые сумеют когда-нибудь стрельнуть из нее, не взирая на «высокие» запреты.

 

 

 

На главную

Оглавление