На главную

Оглавление

 


«Чудеса и Приключения» 2/95


ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА: КРЫЛАТЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Возможна ли такая машина?

 

Василий ЗАХАРЧЕНКО

 

Миллионы автомобилей пополняют ежегодно и без того перегруженный транспортный парк человечества.

Некогда казавшийся самоходной игрушкой, автомобиль настолько вломился в жизнь обитателей планеты Земля, что перестроил эту жизнь и изменил облик самой планеты. Она словно попала в сети автомобильных дорог. Природа запуталась в этих сетях. Возникла всепоглощающая индустрия горючего, ставшая порой истоком международных распрей. Крупнейшие автоконцерны определяют сегодня судьбу миллионов людей во всех развитых странах. Автомобиль стал своеобразной визитной карточкой государства. И все это всего лишь за одно столетие.

 

Право, можно поспорить: какой век мы доживаем сегодня - век атомный, век космический, век кибернетики или проще- век автомобиля? По своему активному воздействию на развитие цивилизации вряд ли что может сравниться с автомобилем.

 

И никогда за все это безумное столетие в сознании людей не угасала мечта об универсальном автомобиле, о машине, которая могла бы не только ездить по дорогам, но плавать и летать по воздуху. Плавающие автомобили-амфибии уже существуют. Их применяют не только в армии. Все больше появляется их в обыденной жизни.

 

Об амфибиях мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Поездить и поплавать — это замечательно. Но вот бы еще полетать!..

 

И это упрямое «полетать» не дает покоя конструкторам, изобретателям, умельцам' На протяжении десятилетий они упорно пытаются создать жизнеспособную конструкцию летающего автомобиля, вновь и вновь штурмуя небеса, после безусловной победы на дорогах и успехов на воде. Ведь трудности, встающие перед ними, невероятно велики. Прав тот, кто сказал когда-то: «Рожденный ползать летать не может». А ведь хочет полетать... И стремится, несмотря на то, что требования к автомобилю и самолету как бы взаимоисключают друг друга. Порой даже кажется, что они не в состоянии воплотиться в таком чуде, как летающий автомобиль.

 

Самолет должен быть максимально легким — его несут крылья. Автомобиль должен иметь массу, иначе его просто сдует с автострады в кювет встречным ветром. Самолету нужен мощный двигатель с относительно малым числом оборотов. Мощность, потребная автомобилю, значительно меньше- выгоден высокооборотный двигатель. Летать— нужны крылья. А куда денешь их на наших и без того тесных улицах и дорогах? И опять вопросы. Снова противоречия. Им несть числа...

 

Но в том-то и сила творческого духа изобретателей, что, несмотря на все трудности, они упорно пытаются преодолеть их и преодолевают.

 

Крылатые автомобили уже не раз поднимались в воздух, поражая зрителей своими возможностями и, пожалуй, еще больше своими перспективами.

 

Конструкторская мысль законно идет по трем направлениям, пытаясь удовлетворить требования и самолета, и автомобиля. Как правило, что-то перевешивает.

 

Можно использовать автомобиль на . земле, но для полета ему потребуется отдельная крылатая установка с винтом и мотором. Эта установка «надевается» на автомобиль, как пиджак на человека, придавая авточасти летные качества и возможность управления в воздухе. Естественно, крылатый придаток хранится на аэродроме и прикрепляется к автополовине только для полета.

 

Можно возить демонтированные крылья и силовую установку для полета с собой на прицепном трайлере. В этом случае монтаж крылатого автомобиля для полета может производиться где и когда угодно — он не зависит от аэродрома.

 

Возможна наконец конструкция неразборного крылатого автомобиля, когда крылья складываются, соответственно на земле уменьшая габариты летающей машины.

 

Все эти принципы использованы конструкторами в разное время и в разных образцах.

 

В 1937 году известный американский автоконструктор Уолдо Уотермен построил нашумевший в свое время «Эрроубиль», состоявший из двух частей: автомобильной и авиационной. При сочетании получался летательный аппарат, приводимый в движение автомобильным мотором «Студебеккер» мощностью 100 л. с.

Автомобильная часть опиралась на трехколесное шасси с двумя ведущими колесами сзади. В сборе летающий автомобиль напоминал самолет-бесхвостку с толкающим винтом. Переход привода с колес на винт осуществлялся через ременную передачу.

 

Всего было построено шесть летающих автомобилей этого типа Трехколесное шасси оказалось мало приспособленным для скоростных автомобильных дорог.

 

Через десять лет появилась новая конструкция крылатого автомобиля. Его создали известный американский конструктор Джордж Стаут совместно со специалистом по подвижным крыльям Джорджем Слреттом. Созданный ими аппарат походил на автомобиль с удлиненным кузовом и имел на крыше подвижное крыло, установленное на шарнире.

 

Управление в полете осуществлялось наклоном крыла и не требовало ни рулей высоты или направления, ни элеронов.

 

Мотор работал на толкающий воздушный винт и при необходимости на колеса автомобиля.

Приблизительно в то же время некий Роберт Фультон (США) задался целью открыть массовое производство летающих автомобилей-амфибий для широкого потребителя. У ею двухместного аппарата «Эрфибиан* был автомобильный кузов с лодочным днищем, на четырех колесах, с тянущим винтом впереди. Крылья и хвостовой летный комплект монтировались за 7 минут и прикреплялись к кузову. Автомобильная часть для движения по дороге как бы выезжала из авиационной половины, опиравшейся на три вспомогательных колесика. За три минуты воздушный винт может быть снят — амфибия может отправляться в путь по дорогам или по воде. В последнем случае начинал работать водяной винт.

 

С помощью двигателя мощностью 15 л. с. летающий автомобиль мог осуществлять полет со скоростью 177 км/час.

 

«Эрфибиан» - пожалуй, самое универсальное транспортное средство из когда-либо созданных конструкторами. Он мог передвигаться по дорогам, плавать по воде и летать по воздуху.

 

Однако и он не нашел своего широкого потребителя. Видимо, покупателей сдерживала постоянная привязанность универсального аппарата к аэродрому, где хранится его съемная летная половина.

Возможно, это же послужило препятствием к широкому распространению весьма оригинальной конструкции ; летательных аппаратов фирмы «Конвер», разработанной после второй мирровой войны. Аппарат состоит из двух частей: небольшого автомобиля внешне обычной конструкции, с мотором 28 л. с. и летного блока, укрепляемого на крышу автомобиля для его полета.

 

Выпуская «Конверкар», фирма предполагала продавать желающему автомобиль за умеренную цену. Летный комплект к нему сдается в аренду в аэропорту примерно так же, как это делается сегодня с арендуемым трайлером.

 

Прилетая на место назначения, летный комплект оставляется обитателем на местном аэродроме.

Были построены три комплекта «Конверкара», показавшие неплохие результаты. Однако после того, как летчик вылетел на автомобиле с пустым баком, он потерпел аварию. Это остановило доводку перспективной конструкции.

 

Наиболее удачным представляется летающий автомобиль, «Аэрокар», созданный Молтоном Тейлором, на который был получен в 1956 году сертификат Федерального авиационного управления США - доказательство жизнеспособности конструкции.

 

Обладая весьма автомобильными качествами, летающий автомобиль вез за собою в виде компактного прицепа — трайлера всю летную часть: крылья, фюзеляж с хвостовым оперением и толкающим воздушным винтом. Последний вращался через длинный вал от того же автомобильного мотора мощностью около 150 л. с. Двигатель обеспечивал скорость на земле в 100 км/час и в воздухе около 200 км/ч.

 

Таким образом, «Аэрокар» не связан с аэродромами. Он может подниматься на воздух с дороги с ограниченным движением, с лугов, любых ровных площадок и пустырей.

 

Летные возможности всегда с автомобилем. Требуется какое-то время на подготовку автомобиля к полету.

Но сегодня существуют конструкции, которые и в этом не нуждаются.

 

В 1960 году конструктор-любитель Брайан построил автомобиль-самолет со складывающимися крыльями. Крыло состоит из трех частей, соединенных шарнирами. Каждая часть крыла при движении машины по земле поворачивается вверх на 90 градусов. Оба сложенных крыла образуют своеобразный короб, в середине которого оказывается толкающий воздушный винт. Он является движителем на суше и в воздухе. Хвостовое оперение постоянно закреплено на двухбалочной конструкции, будь то автомобиль или самолет. Переход от движения по земле к полету занимает минимум времени - нужно только развернуть крыло.

 

Сложность заключается в том, что автомобиль движется за счет воздушного винта. А это противопоказано в городах и на грунтовых дорогах.

 

Воздушный поток от винта все сметет на своем пути и поднимет подлинное торнадо на пыльной дороге.

Как видим, идеальная конструкция крылатого автомобиля еще не создана у каждой модели есть свои достоинства и свои недостатки.

 

 

 

На главную

Оглавление