На главную

Оглавление

 


«Чудеса и Приключения» 2/95


Где Атлант держал небо?

 

Мария Струнина

 

С тех пор, как Платон в диалогах «Тимей» и «Критий» рассказал об   Атлантиде,   человечество потеряло  покой.   Где  только не   искали   эту   загадочную страну:    в    Атлантическом    океане и  Южной  Америке,   в  Средиземном море и Африке, в Малой Азии, Северном море и во многих других местах. Но там, где Атлантиду «находили», она не отвечала описаниям Платона, а в месте, указанном философом, этой таинственной земли не могут найти до сих пор...

 

Последние открытия наук о Земле дают нам возможность по-новому поставить вопрос об Атлантиде, решая ее загадку, как часть проблемы прародины индоевропейцев. Объединив древнейшие мифы, в которых рассказывается, что прародина индоевропейцев находилась под Полярной звездой с новейшими достижениями наук, доказавших, что в Северном Ледовитом океане, возможно, еще в историческое время существовала земля и что с IX по III тысячелетие до н. э. климат в тех местах был более теплым, мы предположили, что там могли обитать индоевропейские народы.

 

Возможно, что эту гипотетическую прародину мы можем представить себе и графически. Советский гидрогеолог Я. Я. Гаккель представил «свою» Арктику в виде узкой полосы, что тянется вдоль подводного хребта Ломоносова и соединяет Канадский Арктический архипелаг с Новосибирскими островами. Крупнейший средневековый картограф Меркатор, ссылаясь на древние сочинения, отразил ее сначала на своем глобусе в 1541 году, а затем и на карте 1569 года. Древние земли изображены Меркатором вокруг священной горы, расположенной прямо на Северном полюсе.

 

Построив гипотезу об арктической прародине индоевропейцев, мы, естественно, пришли к мысли, что гибель этих земель, погружение их на дно океана явились основой для создания большого количества мифов о потопе И что именно на Севере следует искать тайну Атлантиды.

 

Возможно, что видел в Атлантиде прародину индоевропейцев и Генрих Щлиман. Поэт Валерий Брюсов рассказывает о внуке знаменитого открывателя Трои, Павле Шлимане, сообщившем, что его дед оставил запечатанный конверт, который было разрешено вскрыть лищь тому из наследников, кто поклянется посвятить свою жизнь исследованиям по данному завещанию. Когда П. Шлиман вскрыл конверт, в нем обнаружилось письмо, в котором дед сообщал, что в 1873 году во время раскопок в Трое он нашел большой бронзовый сосуд с различными предметами. На сосуде и некоторых предметах оказалась иероглифическая финикийская надпись: «От царя Атлантиды Хроноса».

 

Такое обстоятельство не может не привлечь нашего внимания. Правда, Брюсов был возмущен. «Каким же образом могло случиться,— писал он,— что дар «царя Атлантиды Хроноса» имеет на себе надпись на языке, который вошел в. обиход сорок столетий спустя?» Но эта-то несообразность и заставляет нас присмотреться к загадочной надписи. Может быть, мы сами недостаточно знаем о «финикийских иероглифах»? А вдруг эти иероглифы унес от потопа с прародины Финик, давший имя земле своего нового поселения - Финикии? Ведь из диалогов Платона (равно как и из скандинавских саг) явствует, что древнейшие боги судили по писаным законам.

 

Кстати, эти «финикийские иероглифы» подтверждают нашу гипотезу о тем, что Атлантида — часть прародины индоевропейцев, куда после победы над титанами Зевс их выслал вместе с поверженным правителем Кроном.

 

Что Платону известно об Атлантике? Находилась она в Атлантическом океане прямо против Геркулесовых столпов. На острове процветало великолепное государство с богатыми дворцами и храмами, с развитой системой каналов и мощным флотом. Воинственные атланты господствовали над окружающими народами.

В VIII тысячелетии до н. э. атланты стали угрожать Афинам, отправившись на завоевание «всей Европы и Азии». Мужественные афиняне одолели завоевателей и спасли себя и другие народы от рабства.

Вчитываясь в сообщения Платона,

 

нельзя не отметить несоответствия его описаний с современной географией. Начнем с того, что по «адресу», указанному философом, Атлантиду обнаружить не удается. Но, что гораздо важнее, Афины, описанные Платоном, совершенно не соответствуют историческим Афинам.

 

Еще более мы удивимся, почитав описание самого «допотопного» города: «Расположение Акрополя было совсем не таким, как теперь. Он занимал гораздо большую площадь. Он был весь покрыт землей, а сверху, кроме немногих мест, являл собой ровное пространство».

 

Вот и получается, что на месте, указанном Платоном, мы не можем найти не только Атлантиды, но и самих древнейших Афин. Выходит, что если эти государства и находились рядом, то где-то в другом месте. В связи с этим интересно вспомнить автора IV века до н. э. Феопомпа. Он говорил, что «Европа, Азия и Ливия были когда-то островами, окруженными океаном». Платон же пишет, что остров атлантов «превышал своими размерами Ливию и Азию». Видимо, атланты так же, как и их соседи — афиняне, ЖИЛИ В Европе.

 

Кстати, лингвисты считают, что слово «европа» первоначально означало просто «запад», а атланты, по всем сказаниям, обитали на западе. Тогда получается, что египтяне обитали в Азии (что означало просто «восток»).

 

Платон, поместив Атлантиду на Западе, сам того не зная, был совершенно прав: она действительно находилась на крайнем западе от других государств, но расположенных в Арктике. Когда же наступила катастрофа, когда извержения вулканов, землетрясения и, наконец, потоп охватили полярный архипелаг, то уцелевшие остатки населения волнами хлынули на юг во всех направлениях, и новым местам жительства стали присваивать «допотопные» названия и разносить по белу свету легенды о всемирном потопе. И у каждого народа оказался свой «Ной», восстановивший человеческий род.

 

Дополнительным доказательством несредиземноморского происхождения указанных государств является сообщение египетского жреца о том, что атланты овладели Европой до Тиррении, а еще Гесиод помещал тирренцев не на Апеннинском полуострове, где мы их находим в историческое время, а «на далеких святых островах» (видимо, на крайнем востоке полярной Европы). И не исключено, что их главным городом был Тир, правитель которого, как утверждает пророк Иеэекииль, хвастал: «На троне Божьем я сижу среди морей».

 

Давайте попробуем воссоздать древнейшую историю греков, опираясь на их собственную память, зафиксированную в мифах. В начале творения Гея (Земли), и Уран (Небо) породили Сторуких чудовищ и одноглазых циклопов. Потом появились титаны во. главе с Кроном: Это и было население всего «круга земного». В жизни народов господствовал «золотой век»: климат был мягким; земля сама приносила плоды, не нуждаясь в обработке; люди были здоровыми, веселыми и доброжелательными, они не знали ни болезней, ни раздоров, ни войн.

 

Но сын Крона, Зевс, организовал заговор богов, живущих на Олимпе, против Крона и титанов. Борьба между ними была долгой и упорной. Победить противника Зевсу удалось, призвав на помощь живших в Тартаре диких и неуемных Сторуких. Захватив власть, Зевс сослал титанов во главе с Кроном под надзор Сторуких на их родину - в Тартар. Главную роль среди сосланных титанов играл Атлант.

 

Давайте поближе познакомимся с этим героем, давшим названия погибшему материку и существующему океану. По Платону Атлант— старший сын Посейдона, которому отец передал всю власть в Атлантиде. Греческие же мифы говорят, что он является сыном титана Налета и океаниды Климены, братом Прометея. Жил он, в Аркадии, имел многочисленную семью. Сосланный Зевсом, держал на голове небесный свод, находившийся на Крайнем Западе, на краю света.,Жила в тех краях и нимфа Каллисто, которая родила Зевсу сына Аркаса, давшего имя Аркадии. Желая дать Каллисто и Аркасу бессмертие, Зевс превратил мать в Большую, а сына— в Малую Медведицу. «Медведица» по-гречески «арктао.

 

Вся эта область и получила название Арктика. Так получается, что события, происходившие в Аркадии, развивались прямо под созвездиями Каллисто и Аркаса, то есть в Арктике. Словом, Атлант со своими соплеменниками жили в арктической стране, находившейся под Большой Медведицей. Там он и держал небесный свод.

 

Образ титана, поддерживающего небо, был близок и народам Исландии. Их бог Хеймдалль, отец всех «священных родов», тоже держал на спине небо. Очень похоже, что Атлант и Хеймдалль произошли из одного прототипа.

 

Итак, на западе Арктики жили Сторукие, к которым Зевс сослал титанов. Правителем страны стал Атлант. Но ведь Атлантом звали и правителя Атлантиды, сына Посейдона. Я думаю, что мы можем из двух Атлантов сделать одного, которого сначала сослал Зевс, а потом, получив во владение Атлантиду, «усыновил» Посейдона Но тогда нам придется объединить в один народ и первоначальных жителей этих земель Сторуких, и титанов, ставших жителями Тартара. Так при правлении Атланта Тартар превратился в Атлантиду.

 

Кроме олимпийцев и жителей Атлантиды, как мы уже упоминали, в Заполярье обитали еще и циклопы («Круг-логлазые»). Где же они располагались? Предводителем циклопов был сын Зевса и Геры бог-кузнец Гефест. В отличие от других богов он был трудягой, создавая при помощи циклопов великолепнейшие изделия.

 

Была у циклопов одна особенность— их единственный глаз помещался во лбу. Но нам известен еще один народ одноглазых — это аримаспы. Геродот рассказал нам, что этот буйный и дикий народ населял землю на Далеком Севере, за скифами и другими народами. Выходит, что искать аримаспов надо где-то на севере Евразии. Очень похоже, что циклопы и аримаспы — один народ.

 

Подтверждает факт, что эти народы жили на Севере, и наша географическая карта: на полуострове Таймыр есть урочище Ары-Mac. Это значит, что или аримасы жили здесь издавна, или переселились после гибели арктических земель.

 

Первым царем северных Афин был гигант Порфирион, затем мы застаем там Актея, дочь которого вышла замуж за получеловека-полузмея Кекролса. При последнем началась борьба за город между Посейдоном и Афиной. Сначала городом овладел Посейдон, но вскоре появилась Афина. Олимпийские боги отдали предпочтение Афине. Возмущенный Посейдон двинул на Афты море. В этом маленьком мифе— вся трагическая история борьбы греков во главе с Афиной против атлантов во главе с Посейдоном. Борьба эта, видимо, была многолетней и закончилась лишь с гибелью арктических земель.

 

Кроме мифа о борьбе Афины и Посейдона за город Кекролса, эта война описана как битва богов против гигантов. Зевс поразил Тифона и своими перунами забросил его в Тартар (то есть отправил на родину). Но Овидий передает другой вариант мифа, по которому победа Громовержцу досталась не так просто.

 

Ради справедливости надо сказать, что среди бежавших богов не было ни Афины, ни Гефеста. Получается, что именно Афина, покинутая союзниками, с помощью Гефеста приняла на себя удар врага и обратила его вспять. Описание Овидия полностью соответствует рассказу Платона, который передает слова египетского жреца, сказанные политическому деятелю Афин Солону: «Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы... Оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось представленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей».

 

Подводя итог анализу древнейшей греческой истории, отраженной в мифах, мы можем сказать, что Арктика полностью отвечает характеристике Платона, данной им в отношении Атлантиды, а также мифической истории греков, отражающей их отношения с атлантами. Источники показывают, что Атлантида действительно находилась на Крайнем Западе и омывалась с юга Атлантическим океаном.

 

Правда, Платон помещает этот остров прямо напротив Геракловых столпов, но тут придется вспомнить слова Аристотеля, что Геракловы столпы прежде назывались Столпами Бриарея. Бриарей же — один из Сторуких, первоначальных обитателей Арктики, которого Посейдон сделал своим зятем. Поэтому древнейшие Геракловы столпы - столпы Бриарея следует «привязывать» опять-таки к полярной области. Кстати, не исключено, что именно Бриарей позднее превратился в бога Северного ветра Борея, за владениями которого обитал блаженный народ гипербореев.

 

Таким образом, Арктика— единственное место, которое не только отвечает всем условиям существования Платоновой Атлантиды, но и соответствует древнейшему мифу о полярной прародине индоевропейских народов. 

 

 

 

На главную

Оглавление