На главную

    

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ  МИР  ВЕДИЗМА

 

 

     Славяне  -  индоевропейцы.  По языку и культуре  они близки

другим индоевропейским народам.  Индоевропейцы когда-то составлял

единый этнос и имели единую религию – ведизм

 

     Религию древних индоевропейцев наиболее полно сохранили  Риг

веды,  книга священных гимнов  древних ариев,  покоривших Индию в

II тысячелетии до н.э.  Частично веру ариев сберегла   авестийска

литература, священные книги древнеиранской религии - зороастризма

Религия древних греков также  имеет ведический источник.  В поэма

античных поэтов, в трудах историков можно найти немало важных све

дений о ведической культуре

 

     Древние индоевропейцы  имели  единую историю,  потому их миф

в основе своей едины.  И именно эти мифы сохранили славянские  Ве

ды ( так обычно называют все фольклорное наследие, все многотомно

собрание славянского фольклора:  песни, былины, легенды,  сказки

т.д.). Славяне сохранили древнейший слой мифов - мифы о сотворени

мира, о рождении богов, о борьбе богов, о Всемирном Потопе.  Прав

да, время наложило на славянские мифы свой отпечаток, они дошли д

нового времени в измененном виде

 

     В мифах древних славян, так же как в мифах иных индоевропейс

ких народов, есть воспоминания об атлантах, погибших во время Все

мирного Потопа.  Есть и описания мифологического мира: Белого све

та, населенного людьми и животными,  рая - Ирия, где живут  боги

праведники, и Пекла - темного царства,   где властвуют силы тьмы

томятся грешные души

 

     Древним славянам были известны  атланты-титаны  - древние ве

ликаны,  жившие  на Земле  до Потопа.  Память о них  сохранилась

фольклоре: славянские титаны - это Святогор,  Златогорка,  Горыня

Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подоб

но тому, как боги греков противостояли гигантам и титанам.  "Допо

топные" мифы (  события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Все

мирным Потопом )  повествуют о борьбе  ариев-праславян и атлантов

-титанов

 

     Место, где разворачивается действие в славянских мифах, - эт

северное и южное Причерноморье,  обширнейший ареал от берегов Кас

пийского моря и волжских степей до Приднепровья и Малой Азии.  Эт

территории в древности были освоены   ариями -  предками славян 

других индоевропейских народов.  Мифологическое время заключено 

промежутке от III тыс. до н.э. до I тыс н.э

 

     Для древних славян,  как и для других древних народов,  мест

Ирия ( рая ) и Пекла ( ада ) было точно определенным. Рай помещал

ся не только в небесах, а ад не только под землей. Древний челове

различал "духовный рай", или "небесный рай" и Ирий, посаженный Бо

гом на земле. Также он отличал ад подземный от местности на повер

хности земли перед входом в пещеру, ведущую в Пекло

     И к Ирию, и к пекельному царству можно было приблизиться обы

чным способом -  путешествуя по некому пути.  Проникнуть же в рай

или в ад смертные не могли,  это было доступно лишь богам и  геро

ям. Сохранились и рассказы о таких путешествиях, и мы воспользуем

ся ими, чтобы определить местоположение "земных" рая и ада

 

     Вначале отправимся в Ирий. Рай славянских мифов во многом по

добен библейскому раю  и раям,  описание которых дают иные мифоло

гические традиции. Положение библейского рая в книге Бытие опреде

ляется областью у  истоков Тигра, Евфрата  и Аракса, -  то есть н

Кавказе вблизи озера  Ван.  Древнеиндийский  рай находится у  гор

Меру в Тибете, либо за  Гималаями,  но Ригведы сохранили  память

о другой горе -  Рипа: древнеарийской Рипейской горе,  известной

другим индоевропейским народам

 

     Например,  древним грекам и римлянам были  известны Рипейски

горы,  входившие  в  грандиозную систему Кавказских гор.  Согласн

данным античных карт  (  Эратосфена, Агриппы и позднее,  вплоть д

времен готского историка Иордана V в.н.э.)  Кавказ опоясывал боль

шую часть земного  круга:  от  Индийского моря  и до Черного моря

и далее  -  до Дуная,  а  на севере к нему примыкали Рипейские го

ры.  Помещали Рипейские  горы и в иных недоступных местах,  обычн

на краю света: на крайнем севере, или на востоке, а также на запа

де.  Такое положение рая имело определенный смысл: рай находится

- за пределами досягаемости,  в духовном, а не в материальном  ми

ре

 

     Впрочем, и в материальном мире есть ( или существовали )  ка

бы подобия этого рая.  Тайные, священные места, где человек чувст

о другой горе -  Рипа: древнеарийской Рипейской горе,  известной

другим индоевропейским народам

 

     Например,  древним грекам и римлянам были  известны Рипейски

горы,  входившие  в  грандиозную систему Кавказских гор.  Согласн

данным античных карт  (  Эратосфена, Агриппы и позднее,  вплоть д

времен готского историка Иордана V в.н.э.)  Кавказ опоясывал боль

шую часть земного  круга:  от  Индийского моря  и до Черного моря

и далее  -  до Дуная,  а  на севере к нему примыкали Рипейские го

ры.  Помещали Рипейские  горы и в иных недоступных местах,  обычн

на краю света: на крайнем севере, или на востоке, а также на запа

де.  Такое положение рая имело определенный смысл: рай находится

- за пределами досягаемости,  в духовном, а не в материальном  ми

ре

 

     Впрочем, и в материальном мире есть ( или существовали )  ка

бы подобия этого рая.  Тайные, священные места, где человек чувст

вует блаженство, где душа его как бы прикасается к чему-то неопре

деляемому словами, неземному

 

     Согласно греческим и скифским мифам страна блаженных распола

галась в Рипейских горах, - там, где правит Аполлон, где живет Ат

лант,  охраняющий райский сад Гесперид.  То есть  в стране Атлант

- в Гисперии-Атлантиде

     Попытаемся отыскать эту удивительную страну

                  

 

                АТЛАНТИДА  -  ВЕДИЧЕСКИЙ РАЙ

 

                        Где ты - Атлантида

 

     Атлантида - материк, погибший, согласно древнему преданию, 

водах Всемирного Потопа.  Видимо,  мифы  об Атланте - древнем цар

Атлантиды, хозяине сада Гесперид с древом бессмертия,  а также ле

генды  о гибели  его страны  легли в основу сказаний  о потерянно

рае.  И поныне атлантологи ищут Атлантиду, словно надеются,  что

результате этих исканий будет обретен рай

 

     Считается, что начал поиски Атлантиды древнегреческий филосо

Платон.  Именно он писал о гибели материка Атлантиды в Атлантичес

ком океане  и сообщил,  что погибла она 12 тысяч лет назад.  Срок

названный Платоном,  совпал со сроком окончания  Великого Оледене

ния  и с последовавшим за таянием льдов поднятием  уровня Мировог

Океана.  Это совпадение произвело большое впечатление в новое вре

Мя

 

     Действительно, в 10-м тысячелетии до н.э. происходили крупны

геологические катаклизмы, земная кора сотрясалась, освобождаясь о

многокилометровой толщи льдов.  На побережье накатывали невиданно

величины цунами.  В древнейших  мифах  многих народов  сохранилис

воспоминания о той эпохе

 

     Например, легенда о превращении погибших в водах Потопа люде

и богов в камни, видимо, принадлежит именно к этому времени и рас

сказывает о валунах,  принесенных  Ледником и оставшихся после ег

таяния.  Эта легенда известна  и древним славянам,  и древним гре

кам.  Древнегреческие мифы повествуют о Девкалионе, бросавшем пос

ле Потопа камни, которые потом превращались в людей. Греческий ми

совпадает со славянской легендой,  записанной,  например, в верхо

вьях  Индигирки.  В славянской версии камни бросает Адам ( библей

ский Адам заменил  более  раннего  ведического Сварога, или  -  п

другому варианту этого мифа - Дажьбога )

 

     Однако,  древний человек  тогда имел простые представления 

сверхъестественном, он еще не обрел Знания о богах, о Едином. Две

надцать тысяч лет назад, во время верхнего палеолита, еще не суще

ствовало государств, подобных Атлантиде Платона. Очевидно, что ос

новные мотивы мифа о Всемирном Потопе,  посланном верховным Богом

и о гибели великой цивилизации атлантов принадлежат к более  позд

ней эпохе

 

     На начальный миф  о Всемирном Потопе  впоследствии накладыва

лись легенды о потопах,  случавшихся уже после окончания  Великог

Оледенения. Такие наложения - суть великие исторические обобщения

нужно  понимать это  и отделять описания  поздних событий от  ран

них.  Легенда о гибели государства Атлантиды возникла  не 12 тыся

лет назад,  а в историческое время.   Согласно данным  археологии

первые крупные цивилизации зарождались в III-IV тысячелетии до на

шей эры.  Не следует пренебрегать данными точных наук, если мы хо

тим иметь дело не с фантазией одного,  пусть и гениального челове

ка, а с историей древних цивилизаций

 

     Подобные изменения миф  претерпевал  во всех районах  Земног

шара. Например,  в Месопотамии  миф о  Всемирном Потопе заслонилс

рассказами о потопах, случавшихся в долине Двуречья.  Древнешумер

ский потоп, судя  по расшифрованным текстам  клинописных табличек

затопил древний город Шуруппак.   В Индии -   на древнейший миф 

Потопе наложились рассказы о цунами Индийского океана

     Так же произошло и в Древней Греции -  здесь смешались мифы

Всемирном Потопе и о Потопе Дардановом,  во время  которого,  суд

по всему, и погибла Атлантида

 

     Не следует забывать,  что об атлантах писали и до Платона, 

что об этой удивительной стране  повествуют мифы, отличные от пла

тоновских. К тому же - история и геология однозначно отрицают воз

можность гибели некого материка  в Атлантическом океане  в десято

тысячелетии до нашей эры

 

     Тем не менее  атланты  - это народ,  действительно живший  н

нашей планете.  Атланты пережили катастрофу - потоп, крупнейший и

когда-либо бывших в историческое время

 

     Речь идет о прорыве Дарданелл -  Дардановом потопе,  реально

событии, бывшем в не столь отдаленную эпоху. Время Дарданового по

топа  согласно  геологическим  данным  приблизительно определяетс

промежутком между V  и II тысячелетием  до нашей эры.  ( см. напр

книгу "Земная кора и  история развития Черноморской впадины",  М.

1976 )

 

     Рассказы об этом Потопе сохранились в древнегреческой литера

туре.  О нем писал Диодор Сицилийский, пересказавший легенды жите

лей острова Самофракии в Эгейском море. Он же в своих исторически

трудах описал войны атлантов с амазонками,  причем атлантов он по

селил на берегу Тритонского озера рядом с малоазийским ( отнюдь н

африканским! ) народом - фригийцами.  По Диодору это озеро погибл

в результате землетрясения

 

     Атланты  Диодора жили где-то в Африке.  Однако он не  дает н

одного  ориентира,  который  мог  бы  подтвердить это утверждение

Все приметы земли атлантов, приводимые им, относятся к Малой Азии

Также дело  обстоит и  со свидетельствами  иных античных  авторов

Даже Платон, помещавший Атлантиду за Гибралтарским проливом,  ино

гда оговаривается.  Согласно Платону, в результате катаклизма, по

губившего Атлантиду,  "провалились  под  землю"  войска  праафиня

и атлантов, которые пытались завоевать Грецию. Следовательно, зем

летрясение  произошло  у берегов Греции  ( именно здесь шли боевы

действия ), и Атлантида,  погибшая тогда, находилась где-то побли

зости, а не в Атлантическом океане

 

     Свидетельства иных античных авторов, описавших походы Геракл

к саду Гесперид,  аргонавтов  к стране Атланта,  Аристея  к стран

гипербореев, здесь за неимением места не приводятся,  отмечу лишь

что все эти легенды сохранили заметные следы древнейшего малоазий

ского положения Атлантиды. На крайний Запад, в Атлантический океа

ее поместили уже в позднее время, когда истинное положение Атлати

ды забылось и перед греками открылся новый неисследованный  океан

за которым - край света и рай, а значит и Атлантида

 

     Атлантида в то время осознавалась  не как реальная страна, 

как - ведический рай. В духовном мире она и стала - раем. Здесь н

время и не место говорить об этом, но это – истина

 

     Прорыв пролива Дарданелл,  ныне соединяющего Средиземное мор

с Мраморным и Черным,  был   вызван  землетрясением чудовищной си

лы.  Последствия катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Черно

море в короткий срок поднялся более чем на сто метров, затопив ог

ромные площади черноморского побережья. Береговая линия на низмен

ном восточном берегу моря отодвинулась почти на двести километров

Образовалось Азовское море.  Вода в Мраморном море  поднялась лиш

на пятьдесят метров,  так как ранее  его уровень превышал  уровен

Черного моря

 

     Под воду ушла огромная территория -  целая страна!  И произо

шел этот потоп в то время, когда господствовало мифологическое мы

шление,  то есть человек общался с Богом   и  создавал  первые ми

фы - в том числе и мифы об атлантах.  Эти мифы сохранились в арха

ическом греческом фольклоре и в сказаниях иных причерноморских на

родов, в том числе – славян

 

     Если посмотреть внимательно на карту палео-Мраморного  и Чер

ного морей, на которой отмечены их "допотопные" границы,  нетрудн

найти мифическое Тритонское озеро,  на берегах которого располага

лись  города атлантов.  Такое  положение  Атлантиды  соответствуе

описанию страны атлантов в  древнегреческих мифах,  в которых  (

отличие от рассказа Платона )  Атлантида -  это не остров в Атлан

тическом океане, а часть берега у Тритонского озера

 

     Судя по всему, Тритонское озеро -  это и есть палео-Мраморно

море, а Атлантида - это Малая Азия. В таком случае города атланто

и мифический сад Гесперид с яблоками бессмертия  был затоплен бли

побережья Малой Азии в Мраморном море. (  Кстати,  древнегреческо

и латинское название Мраморного моря - Marmora, означает:  смерть

Не память ли  это  о той катастрофе?  Позднее, когда древний смыс

имени был утрачен,  оно стало назваться Мраморным  -  из-за добыч

мрамора, ведущегося на его берегах )

 

     Память об этой катастрофе  сохранили многие мифы о  Всемирно

Потопе.  Затоплению тогда подвергся весь Черноморский шельф -  эт

была невиданная по своим масштабам катастрофа. От вод потопа людя

тогда приходилось спасаться в горах Кавказа  ( вспомним, что и Но

находит убежище на Кавказе у горы Арарат.

 

     Здесь  я лишь прикоснулся  к этой большой теме,  подробный ж

рассказ о всех атлантологических гипотезах может послужить матери

алом для отдельной книги. ( Читателей, интересующихся этой пробле

мой, отсылаю к серии статей,  опубликованных мной в журнале "Наук

и Религия" в 1991 году.

 

     Итак, города Атлантиды лежат в Мраморном море всего на глуби

не около  ста метров,  вполне доступных  для современных подводны

археологов

 

     Восстановим прежнюю береговую линию и ландшафт  побережья па

лео-Мраморного моря - Тритонского озера ( см. карту ). Где находи

лась столица Атлантиды?  По-видимому, в районе самой удобной бухт

того побережья  недалеко от устья небольшой реки.  Именно  в таки

местах в древности обычно рождались  города.  Нужно  учесть  и то

что рядом должна возвышаться  гора Атлант,  и то, что погибший го

род -  столица Атлантиды должен был располагаться недалеко от про

лива Дарданеллы (  потому что Атлантида погибла не только от пото

па, но и от землетрясения, раскрывшего пролив )

 

     Итак, определено местоположение  Атлантиды  - реальной стран

погибшей во время Дарданового потопа.  Населял эту страну высокор

звитый народ - атланты, точнее - хатты, протохетты. Культура атла

тов оказала огромное влияние на культуру многих окружающих народо

в том числе и праславян

 

     Поскольку славяне также народ ведической культуры,  которые

тому же соприкасались  и с античным  миром, и с  древними хаттами

они сохранили память об атлантах и об Атлантиде - как о рае,  или

по-славянски: Ирии

 

 

                     Славянский сад Геспери

 

     В русском фольклоре едва ли не самый популярный сюжет у сказ

ки о путешествии Ивана-царевича за тридевять земель,  за тридевят

морей за молодильными яблоками.   Подобное путешествие совершил 

мифах древних греков  Геракл,  ходивший за яблоками из сада Геспе

рид к земле Атланта

 

     В русских сказках к этому  саду  Иван-царевич,  как  правило

добирался  по морю.   Видимо,  это свидетельствует о  путешествия

праславян в Малую Азию к атлантам

 

     Очевидно сходство этой сказки с мифом о саде Гесперид и тита

не - Атланте, охраняющем его.  В  русской сказке титан  становитс

великаншей   ( в сказке - Усоньшей,  у которой из под мышек расту

три яблони ),  а это говорит о древности сказки,  возникшей еще в

времена матриархата

 

     Обратим внимание и на былины, в которых действует русский Ат

лант - великан-гора Святогор

 

     Святогор,  так же как  и Атлант,  мог  превращаться  в  гору

Святогор даже  грозил повалить столб,  на котором держалось  небо

В былине "Святогор и тяга земная" перед тем,  как найти  сумочку

тягой земной, он хвастал,  что мог бы перемешать "земных с  небес

ными", "переведаться силами с небесною силой"

 

             Кабы в земной обширности был столб

             Да кабы доходил он до небесной вышины

             Да кабы было в столбе в этом кольцо

             Поворотил бы я всю земную подвселенную

 

     Святогор нашел   в поле сумочку переметную  ( в которой  зак

лючена тяга земная )  и пытался  поднять ее.  Но  в славянском ми

фе  это ему  не удалось.  Для славян Атлант-Святогор - бог,  врем

которого ушло

 

     Видимо,  культура атлантов оказала немалое влияние  на ранню

культуру славян. Именно отсюда возникла идея наследования силы Ат

ланта-Святогора Ильей Муромцем, который заменил в поздних переска

зах ведического бога – Перуна

 

     Атлант и Святогор  -  родственные боги.  Когда появились миф

о славянском Атланте? Чтобы ответить на этот вопрос, совершим  пу

тешествие в древнюю историю славян.   Ее  корни уходят в   истори

скифов.  Культура цивилизации  скифов  в свою очередь   восходит

культуре цивилизаций индо-иранского, арийского источника

     Огромное влияние культура ариев оказала на  неарийские народ

Индии, Ирана, Европы.  В древности центральная часть Индии, долин

реки Ганг, имела название "Арьявата",  что означает - "страна ари

ев", того же происхождения современное название страны Иран

 

   Согласно выводам лингвистов, индоевропейские языки разделялис

следующим образом:  от общего арийского корня ответвились три вет

ви -  индийская, иранская и европейская.  Европейская  ветвь  дал

новые побеги:   славяно-литовскую, германскую  и другие,   поздне

произошло разветвление славян и литовцев.  Затем сами славяне раз

делились на южных славян, западных и восточных

     Опустимся в более ранний - "праславянский" период

 

 

                    Арии-праславяне и атлант

                             до Потопа

 

     Праславяне,  как и все индоевропейцы, прошли обычный для мно

гих народов путь становления общества и соответствующего ему рели

гиозного сознания.  Первичные верования древних людей ( в том чис

ле и праславян ) составляла вера в духов, в предка, в тотем своег

племени

     Проникая все глубже  в тайны окружающего мира,  предки славя

кодифицировали в мифах накопленные знания.  Стержень,  на  которы

нанизывались последующие сказания - это миф о сотворении мира,  о

отделении Земли и Неба.  Первыми космогоническими богами были Неб

и Земля

 

     В четвертом-пятом  тысячелетии  до нашей эры в  ряде областе

( Кавказ, южное Причерноморье и Малая Азия )  произошла смена  ре

лигиозного мировоззрения.  Урана и Гею сменили  боги   доарийског

пантеона Кроноса: титаны Иапет,  его сыновья - Прометей,  Атлант

другие. Так родились и завоевали небо боги атлантов

 

     Мифы о рождении   и битвах богов   - это Знание,  воспринято

людьми. Знание о прошедшей и будущей человеческой истории.  Именн

поэтому закат первобытности и установление  государственной власт

сопутствовал иерархической организации пантеона богов:  на небе 

- в духовном мире, происходило то же, что и на земле

 

     Подобно  тому,  как  рождались боги атлантов,  в это же врем

рождались и арийские  боги в Восточной  Европе -  на территории о

Балкан  до  северного   Причерноморья  и  далее  - до Волги и Кас

Пия

 

     Атлантский очаг  культуры представляется  подобным арийскому

в нем тоже формируются  государства,  но там поклоняются иным  бо

гам.  Культура атлантов скрыта от нас тьмой времени, зато арийска

культура и история известны достаточно хорошо

 

     Современные историки миграцию ариев представляют так: вначал

древние арии из северного Причерноморья  и северных  прикаспийски

степей ( нижнее Поволжье )  стали проникать в южное Причерноморье

на Кавказ и в южные прикаспийские области.  Существуют и иные точ

ки зрения, но мы останавливаемся на этой,  подкрепленной как архе

ологическими данными, так и мифологией

 

     О волжской прародине сохранилось упоминание в "Авесте",  свя

щенной  книге  древних  иранцев-ариев:  "  Я, Ахурамазда, сотвори

страну  у  истоков  Ранхи,  которая управляется без правителей...

Ранха тождественна птолемеевской реке Ра, то есть - Волге.   Такж

в индийских гимнах "Ригведы" есть упоминание о реке Rasa, "велико

матери", текущей  на северо-западе  - по  отношению к  Индии, - н

старой родине.  Так же и в Велесовой книге говорится о прародине

реки  Ра  (  Волге),  о  "зеленом  крае",  где жили предки славян

" А до этого  были отцы наши на  берегах  моря у Ра  реки." / Вел

I.9б,23.

 

     В середине четвертого или в третьем тысячелетии  часть  арие

покинула места прежнего обитания.  Они, разделившись на два  пото

ка, двинулись -  одни  в Переднюю Азию,  Иран ( а затем в Индию )

другие  на Блаканы.  Они несли с  собой   арийскую  религию.  Воз

главлял ариев бог грозы и войны - Зевс, он же - Перун, Вотан, Инд

ра, Тешуба.  Арии несли с собой  земледельческую культуру,  обыча

общественной жизни и общественного устройства

 

     Но если в Индии и Иране арийский пантеон богов пришел на сме

ну древнейшим верованиям, культу Земли и Неба, то в районе Причер

номорья  и в Греции  арийским богам пришлось столкнуться  с богам

атлантов. Тогда и началась титаномахия: борьба богов и титанов. 

греков Зевс свергнул Кроноса,  у хеттов - Тешуба сверг Кумарби, 

у славян  - Перун  ( он  позднее трансформировался  в фольклорног

Илью Муромца ) стал бороться со Святогором

 

     Можно  ли  определить  вероятную  область влияния атлантов п

ареалу, в котором происходила титаномахия

 

     Потесненные ариями  атланты судя  по всему  не были побежден

полностью.  Шел сложный процесс взаимодействия и взаимопроникнове

ния культур на территориях, подверженных арийскому влиянию, но бы

ла и область,  где, наоборот,   атланты ассимилировали ариев.  Та

произошло в Малой Азии,  сохранившей культуру атлантов-титанов  н

долгие времена

 

     Здесь Кронос и титаны победили.  Об этом повествует миф о на

чальной победе Тифона, чудовища, порожденного Кроносом, над Зевсо

в малоазийской области Ликии. Зевса, согласно этому мифу, заточил

в Корикийской пещере и вырезали у него сухожилия ног.  Победу Зев

одержал, по всей видимости, только после окончательной гибели гос

дарства атлантов в результате катаклизма - Дарданового потопа

 

    После Потопа культура атлантов,  их космогонические представ

ления,  их верования наследуются  хеттами -  жителями Малой  Азии

Хетты также арии. Они говорят на языке, принадлежащем к индо-евро

пейской группе языков, их пантеон арийский. Но они не считают хет

тского Атланта - Убеллури чужим богом, восстающим против бога гро

зы Тешубы. Для них он - свой бог

 

     Таким образом, атланты были ассимилированы ариями-хеттами. 

атлантами, видимо, следует соотносить протохеттское племя хаттили

Кстати,  само  имя  "атланты"  -  это,   скорее  всего,  эллинско

осмысление имени хаттили.  "Атил" греческому слуху могло показать

ся созвучным со словом "атлант", что означает по-гречески - неодо

лимый

 

     Сохранившиеся таблички с  письменами хаттили позволяют  сбли

зить их  язык с  языками современный  кавказских народов   абхазо

-адыгейской языковой группы. По всей видимости, именно они и явля

ются прямыми потомками великих атлантов

 

     История атлантов  до Потопа  - это  века их  борьбы с ариями

Этот период освещен мифами слабо. Видимо, и тогда существовали ми

фы о сотворении мира и человека,  подобные библейским.  Библейски

рассказ о потерянном рае, о пришествии смерти возник, по-видимому

еще во времена атлантов.  Предки евреев - халдеи унаследовали  ег

у шумеров,  а те принесли  его после потопа  с Кавказа,  где они

подвергались культурному влиянию со стороны атлантов

 

     Такую картину древней истории атлантов и ариев можно  воссоз

дать по мифам

 

 

                      - После Потопа

 

 

     В  3247 году до н.э. ( согласно вычислениям средневековых бо

гословов ) произошел Всемирный Потоп.  Эта дата рассчитывалась ис

ходя из данных о продолжительности жизни библейских персонажей, 

вероятно она отражает древнейшую традицию

 

     История той эпохи, по-видимому, такова:  землетрясение разру

шило Дарданелльский перешеек.  Воды Средиземного моря, хлынувшие

образовавшийся пролив, затопили побережье Мраморного и Черного мо

рей, в результате многие города атлантов оказались под водой.  По

гибла древняя цивилизация

 

     Теперь и в Малой Азии восторжествовала  вера арийских племен

Тогда Гермес и Эпиган освободили Зевса из Корикийской пещеры  и о

навалил на змея-Тифона гору.   А в славянской мифологии Перуна  и

погреба освободили Велес, Хорс и Стрибог,  и он  победил  Скипера

-зверя ( см. миф, воссозданный в "Песнях птицы Гамаюн" )

 

     Тогда часть арийских  племен в ужасе  побежала от потопа,  о

моря,  которое затопило их  родину.  Кто-то  погиб в водах, кто-т

спасся на плотах и  ковчегах, подобно Ною,   или его  шумерским 

индийским  "родственникам",  также  пережившим  Всемирный  Потоп

Зиусудре,  Ут-Напиштиму и Ману.  Племена ариев  начали движение о

Черного моря на восток. Они появились в Иране, в Индии -  принесл

в Индию легенду о спасшемся от потопа Ману. В Иране начался перио

прото-авестийской,  древнеиранской культуры,  - историки возникно

вение  арийской-авестийской культуры относят ко II тысячелетию  д

нашей эры. В Индии начался период ведической культуры

 

     От Потопа же ушли и племена шумеров. Согласно гипотезе немец

кого историка  Э. Церена,  прародиной шумеров был Кавказ.  Видимо

шумеры после потопа ушли с Кавказа и осели в Междуречье.   Началс

расцвет цивилизации Древнего Шумера. Родился миф о Всемирном Пото

пе и о гибели Атлантиды

 

     Очевидно, что библейская родословная человечества не была вы

думана в поздние времена.  Она -  современник описываемых событий

Эта родословная представляет собой попытку объяснения - каким  об

разом после Потопа появились в разных землях люди

     Нам, пожалуй, более всего интересна родословная предков  сла

вян и родословная хеттов,  унаследовавших культуру атлантов.  Хет

ты, сыны Хетовы, согласно Библии, происходят от Ханаана,  сына Ха

ма, того самого, который подглядывал за пьяным Ноем. Как известно

Ной за этот "хамский" поступок проклял всех потомков Хама и  Хана

ана, а значит и хеттов.   Может быть, таким образом объяснили  не

счастную их судьбу?  Остатки великой цивилизации атлантов были по

глощены ордами  хеттов-ариев,  потом хетты были разгромлены "наро

дами моря"  ( судя по-всему - киммерийцами )  в XII веке  до наше

эры. Затем хетты попали в зависимость от Ассирии

 

     А предки славян? По традиции предков славян - скифов произво

дят от Магога - внука Ноя через Иафета. Брат его, по Библии, - Го

мер. В этом имени угадывается почти не измененное имя племени ким

мерийцев, соседей скифов, близких к ним по языку и культуре

     Один их христианских отцов церкви Евсевий Иероним в "Книге ев

рейских вопросов на <<Бытие>>" писал

 

     "У Иафета, сына Ноева, родилось семь сынов, которые  занимал

землю в Азии от Аммана до Тавра, гор Келесирии и Киликии,  до рек

Танаиса ( Дон ), а в Европе до самых Гидир,  оставляя местностям

народам имена,  из которых впоследствии огромное большинство изме

нилось,  а остальные  остаются,  как были.   Гомер -  суть  галат

( в библейском имени Гомер не без основания видят эквивалент асси

рийского  Gimirrai,  что  должно  соответствовать  древнегречески

киммерийцам ), Магог - скифы, Тирас - фракийцы.

 

     Отождествление Магога со скифами было произведено еще римски

историком Иосифом Флавием.  Заметим,  что скифы, киммерийцы и фра

кийцы - народы-соседи

 

     Заметим также, что в Коране Магога называют Маджудж.  Сходны

образом -  Маджак (  согласно известию  арабского писателя Масуди

автора "Золотых лугов" ) звали князя славянского племени  волынян

некогда  объединившего  под  своей  властью  многие северные наро

ды.  Может быть,  это скифский царь VII века до нашей эры - Мадий

воевавший в Сирии и Мидии

 

     Магога Библия именует  также - князем  Роша,  то есть  князе

страны Рош (  в названии этой страны  многие интерпретаторы видел

древнее наименование северной страны  - Ros,  то есть -  той,  чт

впоследствии стала называться Русью ). Народ Магога, согласно биб

лейским пророчествам, в том числе и "Апокалипсису",  должен прийт

перед концом света  из северных стран,  и приход его мыслится  ка

одно из ужаснейших бедствий в конце времен. Расстраиваться по это

му поводу, наверное, не стоит.  Понятно, чем вызвано такое отноше

ние к скифам - достаточно вспомнить,  что скифы в библейские  вре

мена совершали набеги в Переднюю Азию

 

     Сравним библейскую родословную славян со скифской

     Скифская, в пересказе греческого историка Геродота, выглядел

следующим образом: от  первого человека Таргитая  ( по Геродоту 

сына Зевса и дочери реки  Борисфена-Днепра )  родилось три  сына

Липоксай, Апроксай и Колаксай. Когда они подросли, с неба упали зо

лотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.  Ни старший, ни средни

брат из за страшного жара, исходящего от этих предметов, не сумел

их поднять.  Сумел лишь младший брат Колаксай, его и считают свои

родоначальником скифы

 

    Следы древней, пересказанной Геродотом родословной,  сохрани

лись и в Велесовой книге,  в которой также есть упоминание о вожд

Кола: "СЕ/БО/УТВРЕ/КОЛЕ/А/БРЕНДЕШЕТЕ/ОНРЕЦ/ЗА/НЕ"  ( выбрали Кола

и он был для них вождем  ) /Вел.I.6а,8/.  Упоминается этот Кола 

легенде о первопредках после Скифа - прародителя скифов

 

    Мы  в  тьме  тысячелетий  нашли  упоминание о предках славян

Среди них, конечно, были не только скифы-пахари,  но и многие дру

гие в том числе и неарийские народы.  Но скифская культура оказал

самое большое влияние на культуру славян.  Ее следы мы находим по

всюду - в мифах, в изобразительном искусстве, в языке

 

     Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье,  где задол

го до нашей эры складывались первые славянские мифы.  Они соседст

вовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру об

щением с греческой культурой,  торговали с греками.  Такую картин

дают археологические раскопки северного Причерноморья.  Об этой ж

торговле говорят и тексты дощечек Велесовой книги.  Но не обязате

льно искать корни легенд  об Ирии лишь  в Приднепровье,  поскольк

жили  скифы-праславяне  и иные родственные  им индо-арии  также н

другом берегу Черного моря - в Малой Азии

 

     Следует сказать и о родстве праславян с хеттами.  Хетты, нас

ледники культуры атлантов, являются родственниками многих европей

ских народов

 

     Они обладали удивительнейшим языком и культурой.   Лингвисты

например,  находят в хеттском  языке много слов,  вошедших затем

европейские языки, в том числе и в славянские

 

     Считается, что племя гетов,  соседствовавших с праславянами

I тысячелетии до нашей эры и  живших у устья Дуная на берегу  Чер

ного моря - это потомки хеттов, выгнанных из Малой Азии ассирийца

ми.   Впоследствии геты  были ассимилированы частью славянами, 

частью - другими европейскими народами, например, германцами. Мно

гие античные авторы гетов и фракийцев считали славянскими племена

ми

 

     Обратим внимание и на воспоминания  о жизни праславян в Сири

до их возвращения к Карпатам и Днепру,  сохранившиеся  в Велесово

книге  ( подробно об  этом мы расскажем в комментариях  к перевод

дощечек ) . Таким образом - Малая Азия и Ассирия - это территории

на которых в древности жили и предки славян, и хетты.  Не тогда л

предки славян восприняли и легенды о рае,  о Всемирном  Потопе, 

малоазийской Атлантиде

 

     Итак, Атлантида -  ведический рай был затоплен водами Мрамор

ного моря  во время  Дарданового Потопа.  Именно  здесь  находитс

славянский Ирий. Теперь отправимся в пекельное царство, в Аид, ко

торый и древние греки, и славяне помещали вблизи современного Кер

ченского пролива

 

                       ВЕДИЧЕСКИЙ АИД

 

     Аид - в Керченском проливе? Но Аид древние греки размещали 

разных местах, можно назвать десятки адресов входа в Аид.  Неодно

значность местоположения Аида,  как и ведического рая,  говорит 

его духовной природе, и тем не менее -  на Земле  существовали по

добия Аида

 

     Самым известным входом в Аид в позднюю эпоху считалась расще

лина  у мыса Тэнер на юге  Пелопоннеса.  И все же наиболее древне

место Аида - это район современного Керченского пролива

 

     Известно,  что  Гомер  поместил  Аид  не в Средиземноморье,

именно здесь. Гомер основывался на древнейших, до-греческих леген

дах о царстве мертвых, о загробном мире  ( первые сведения об это

районе дают легенды об аргонавтах )

 

     После внимательного чтения "Одиссеи" Гомера  сомнения относи

тельно места Аида немедленно рассеиваются. Откроем поэму

 

        Прежде, однако, ты должен, с пути уклоняся, проникнут

        В область Аида, где властвует страшная с ним Персефона..

                               / "Одиссея" пер. В.А. Жуковского

 

     - и чуть далее, по более точному переводу П.А. Шуйского

 

            Судно дошло до предела глубокой реки Океан

            Там находится город народа мужей киммерийцев..

 

     Гомер определяет точно -   Аид расположен там,  где находитс

город киммерийцев. Кто такие киммерийцы? Где они жили

 

     О киммерийцах нам точно известно, что жили они у  Керченског

пролива.  Когда-то  они были  потеснены соседями - скифами.  Тогд

одна часть киммерийцев ушла за Балканы и там  ассимилировалась, 

другая часть -  осталась и растворилась  в местных народах  уже в

времена греческой колонизации Черного моря.  Оставшиеся киммерийц

жили вокруг  Керченского пролива,  потому в  древности этот проли

назывался - Боспор Киммерийский

 

     Гомер подробно описал Аид. Аид - далеко не курорт. Там холод

но, темно, там никогда не появляется солнце... И это в районе сол

нечного Причерноморья

 

     Да, конечно, - у Гомера мы находим такое описание Аида

 

        Там киммериян печальная область, покрытая вечн

        Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являе

        Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю л

        Он покидает, всходя на звездами обильное небо

        С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь

        Ночь безотрадная там искони окружает живущих

 

     Гомер жил приблизительно  в 8 веке  до н.э.  В  это и в боле

позднее время климат Крыма и Кавказа был гораздо суровее,  чем те

перь. Согласно данным геофизики, промежуток между 1300 и 500 годо

до нашей эры был эпохой похолодания

 

    Для доказательства суровости климата Причерноморья  в то вре

мя не нужно заглядывать в учебники геофизики.  Можем открыть,  на

пример, Геродота, описавшего климат Скифии  ( Крыма, Кавказа и ча

сти близлежащих территорий  ). Свидетельству Геродота  можно дове

рять,  поскольку он сам совершил  путешествие из Малой Азии к Оль

вии - греческой колонии в Скифии

 

   " Все осмотренные нами страны отличаются столь суровым клима

том, что в течении 8 месяцев здесь стоит нестерпимый холод...  За

мерзает и море и весь Киммерийский Боспор,  так что живущие  по с

сторону пролива  скифы толпами  переходят по льду,  переезжают  п

нему в повозках на другой берег к синдам.

 

    Вспомним  и жалобы на  холод сосланного в низовья  Дуная Ови

дия,  свидетельствовавшего, что в его время Дунай полностью покры

вался льдом.  Или откроем Вергилия  -  римского поэта,  описавшег

современный ему климат этого района в поэме "Георгики"

 

          Там, где скифы живут, где Меотики воды

          Там, где желтый песок Истр мутный течением крутит..

          На поле не появляется там травы, ни листвы на деревьях

          Но безобразны лежат под сугробами снега и толсты

          Льдом просторы земли, семи локтей достигая

          Вечно зима, и вечно там дышат холодом Кавры

          Более: бледную тень там и солнце вовек не рассеет..

                                         / пер. С.П. Шестовского

 

     Семь локтей льда!  Климат Кавказа и Крыма был в те времена н

похож на современный черноморский климат

 

     Гомеровский рассказ о климате Аида не фантазия, а  документа

льное свидетельство о земле киммерийцев, расположенной вокруг Ким

мерийского Боспора ( Керченского пролива ).  Впрочем, даже в древ

них греческих мифах  мы находим  и  иное описание Аида  - рядом 

мрачными и  холодными асфоделевыми  лугами греки располагали  луг

Элизиума, куда попадают души праведников. Они получают возможност

блаженствовать под теплым Солнцем  на этих лугах  и,  при желании

вновь воплощаться в смертное тело

 

    Но Гомер описывает не только климат Аида,  но и его ландшафт

его реки. Если найдена земля киммерийцев, то, наверное, можно най

ти и реки Аида

 

     Мы вступаем в очень интересную область. Вначале прочтем отры

вок из поэмы Гомера

 

           Реки увидишь в Аиде Пирфлегетон с Ахеронтом

           Там и Коцит протекает, рукав подземного Стикса

           Там и скала, где шумно стекаются оба потока

                                  / "Одиссея" пер. П.А. Шуйского

 

     Одиссей в поэме Гомера пересекает море потом "видит реки Пир

флегетон и Ахеронт".  Эти реки стекаются  у некого утеса,  рядом

которым расположен вход в пещеру Аида,  перед пещерой -  асфоделе

вый луг,  по которому блуждают тени  умерших,  вышедшие из мрачны

глубин Аида, из Эреба

 

     В саму пещеру Одиссей не входит, но он знает,  что там проте

кает подземная река Стикс. Не следует путать Аид и Тартар.  Тарта

расположен  глубже  Аида  и  в  нем  томятся тени богов и титанов

свергнутых некогда Зевсом

 

     Описание рек Аида заставляет нас перенестись в очень отдален

ную эпоху.  Дело в том, что здесь Гомер описывает ландшафт района

прилегающего к современному Керченскому проливу, - но такой, каки

он был приблизительно шесть тысяч лет назад  ( задолго до плавани

Одиссея ).  Мы  уже  рассказывали  о происшедшем тогда  Дарданово

Потопе, изменившем очертания берегов

 

     Дело в том, что до Потопа Черное море не соединялось со Среди

земным морем, так как не было пролива Дарданеллы, и уровень воды

Черном море был на сто метров ниже современного. В то время еще н

было Азовского моря.  По долине,  на месте будущего моря, текли,

стекались в одно русло, реки Дон и Кубань

 

   В таком случае Пирфлегетон - это Кубань, Ахеронт -  Дон, либ

наоборот. Коцит  - это либо Ея, либо Чолбас.  Вполне возможно, чт

тогда Коцит уходил  под землю,  так же как делают это сегодня рек

Ея и Чолбас, и потому считался "рукавом подземного Стикса"

 

     Пирфлегетон  часто  называли  огненной  рекой - возможно, эт

объясняется тем, что она (  Кубань ) протекает мимо цепи  грязевы

вулканов Таманского полуострова - Карабетовой горы, Цимбалы, Бори

са и Глеба, Ахтенизовской блеваки и т.д

 

     Перед выходом в море Пирфлегетон ( Кубань ) и Ахеронт ( Дон

стекались в одно русло - в русло Ахеронта. И Ахеронт впадал в Чер

ное море

 

   Продолжения этих русел на дне Азова прослежены и нанесены  н

карты. Имеет смысл поискать и тот утес, о котором говорил Гомер,

которого стекались Пирфлегетон и Ахеронт

 

     Об Аиде рассказывается и в поэме Аполлония Родосского  "Арго

навтика".  Эта поэма восходит  к мифам об аргонавтах,  возникших

до-гомеровскую ( а, возможно, и в до-греческую ) эпоху. Гомер, бе

зусловно,   опирался на те описания  Аида,  поскольку  и Гомер, 

Аполлоний одинаково рассказывают об Аиде

 

     Заметим,  что аргонавты также приплывают к устью Ахеронта по

сле того, как они проходят через Босфор ( Симплегады ) и пересека

ют Черное море.  То есть и Аполлоний помещает Аид недалеко от Кол

хиды ( Кавказа ) у Керченского пролива

 

         В гавань они вошли Ахеронтова мыса с охотой

         Вверху мыс воздвигался крутым и высоким утесом

         В море как будто глядясь Вифинское. Скалы же мыс

         Гладкие вглубь вкоренились, и море их моет, а окрес

         Волны катятся одна за другой, гул подъемля над мысом

         На крутизне ряд платанов растет, ветви вширь пораскинув

         Скатом же от нее ниспускается в сторону суши

         Набок немного беря, лощина с пещерой Аида

         Лесом и скалами прикрытой, откуда морозны

         Валит пар, непрестанно из недр поднимаясь холодных

                                / "Аргонавтика" пер. Г. Церетели

 

     Снова упоминается  скала, рядом  с которой "лощина  с пещеро

Аида".  Вполне возможно, что до затопления недалеко от места слия

ния палео-Дона и палео-Кубани находилась пещера, прорытая  подвод

ными реками, наподобие Новоафонской пещеры рядом с Сухуми.  В это

пещере текла подземная река - Стикс. Если существовала эта пещера

то она, конечно, считалась  входом в царство мертвых.  Там, навер

ное, располагалось святилище Аида. Жрец этого святилища ( Харон 

переправлял  тела  мертвецов  в  подземное  кладбище  через   рек

Стикс

 

     То,  что затопленная ныне  местность у  Керченского пролива

- это и есть местность близ Аида греческих мифов подтверждается 

славянским фольклором

 

     Славяне и их предки праславяне издревле жили у побережья Чер

ного моря  в Приднепровье.  Об их быте и  верованиях подробно рас

сказал историк пятого века до нашей эры Геродот в книге "Мельпоме

на"

 

     Видимо, в этот "скифский" период истории праславян (  прибли

зительно в I-II тысячелетии до нашей  эры )  и возник в славянско

фольклоре устойчивый образ быстрой реки Дона  ( его часто в народ

ных песнях, как будто оговариваясь, называют морем! ),  за которы

находится царство мертвых.  Не воспоминание ли это о  киммерийско

Доне-Ахеронте, ставшем морским проливом, легенды о котором славян

унаследовали от своих предков скифов, а те - от киммерийцев

 

            Не ковыль в поле травушка шатается

            Шатался, завалялся добрый молодец

            Пришатнулся, примотнулся к тихому Дону

            Вскрикнул добрый молодец громким голосом своим

            - Кто тут есть на море ( sic! ) перевозчиком

            Перевезите меня на ту сторону

            Перевезите, мои братцы, схороните меня

            Схороните меня, братцы, промеж трех дорог

            Промеж Тульской, Петербургской, промеж Киевской

            В головах моих поставьте животворящий крест

            В ногах моих поставьте ворона коня

            В правую руку дайте саблю вострую

                        / Собрание народных песен П.В. Киреевског

                          Тула, 1986 г. песни 310, 396

 

     В песне рассказывается,  как некий добрый молодец приходит н

берег реки-пролива и призывает перевозчика, чтобы он перевез его

страну мертвых.  Три дороги,  упоминаемые в песне, -  это, видимо

поздняя переработка легенды о трех реках: Ахеронте, Прифлегетоне

Стиксе. Можно вспомнить и камень, который в русских сказках и пес

нях находится на пересечении трех дорог,  или у  огненной речки 

Смородины, за которой также лежит царство мертвых. "Ничего  то  в

горы не породили, породили один бел горюч камень,  из под  камушк

течет, течет речка быстрая, по прозванью речка, речка-то Смородин

ка. " / Там же, песня  513. / Возможно, этот камень, нередко назы

ваемый "бел горюч камнем  Алатырем", и есть та скала,  упоминаема

Гомером и Аполлонием Родосским, у которой стекались реки Аида. Пе

ревозчик же, перевозящий добра молодца, это, очевидно, старец  Ха

рон

 

     Образ этого перевозчика встречается  и в сказке "Марко  Бога

тый и Василий Бесчастный". Само имя богатого купца Марко указывае

на место  действия сказки.  Марко  - генуэзское  имя,  генуэзцы 

средние века торговали в Крыму и на Кавказе,  строили там города

крепости.  Вполне возможно,  что имя генуэзского  купца заменило

сказке имя его предшественника-грека

 

     В  этой  сказке  Василий  Бесчастный  совершает путешествие

Змею Горынычу,  который, очевидно, жил в царстве мертвых.  То, чт

именно Змей был владыкой этого царства, подтверждают  многочислен

ные сказки и былины

 

    Василия к  Змею  перевозит  некий перевозчик  "старый дед, д

колен борода".  Первозчик просит Василия узнать у Змея  Горыныча

то есть у владыки  царства мертвых,  у Аида,  долго ли ему еще пе

ревозить,  долго ли ему маяться?  Василий узнает,  что перевозчик

достаточно передать кому-нибудь  свое весло и  оттолкнуть лодочку

Впоследствии славянский Харон передает свое весло Марко Богатому

уходит на покой

 

     Славянский Аид - Пекло всегда  описывается  одинаково.  И эт

описание близко к тому, которое мы находим в греческих мифах. "Во

пошел Василий дальше. Шел, шел, пришел на зеленый луг (  асфоделе

вый?  ).  На  лугу  большой  дворец из человеческих костей выстро

ен.

 

     Кроме Змея Пеклом-Аидом управляла и женщина,  жена Змея,  по

добная  греческой Персефоне.  Имя ее сохранилось в славянских  ле

гендах и сказках.  Ее звали Марена.  В сказках ее  часто именовал

Марьей Моревной -  так как она жила близ моря.  Заметим, что почт

также "Мараной" называли Смерть древние индийцы-арии, которые, ка

полагают, пришли в Индию из-за Гималаев и с Кавказа. Это говорит

том, что образ Марены  возник во времена индоевропейской  общност

во II-III тысячелетии до нашей эры, когда предки многих  индоевро

пейских народов, в том числе и скифов-праславян и  ариев-индоиран

цев, говорили на одном языке

 

    Не всегда Пекло помещали под землей, иногда указывались и го

ры.  Так же и в греческих мифах:  Прометея то низвергали в Тартар

то - приковывали к горам Кавказа. Легенды о некоем прикованном ве

ликане, знают и многие  кавказские народы.  Например, в грузинско

эпосе есть легенда о прикованном к скалам великане Амирани,  кото

рый восстал против Бога и был наказан.  А абхазы рассказывают  по

добную  легенду  о богатыре-нарте Абрскиле.  Перепевы греческих,

возможно, и догреческих легенд об Аиде,  местоположение которого

- Керченский пролив  и Кавказ  можно найти в фольклоре многих кав

казских народов

                            - *

 

     Итак,  мы  определили местоположение  Пекла -  Аида и  Ирия

славянского рая. И Пекло, и Ирий оказались скрыты под водой.  Пек

ло - у Керченского пролива,  а Ирий - сад Гесперид в Мраморном мо

ре

 

     Географические и исторические границы   мифологического  мир

определены.  Но прежде чем  приступить к рассказам о мифах  "Песе

птицы Гамаюн",  следует коснуться  еще одного  - важнейшего вопро

са, разрешение которого облегчит нам восприятие древней славянско

культуры, ее магической символики

 

   Зададимся вопросом: как могли существовать в древности  слож

ные мифологические сказания, песни?   Как могла быть создана слож

ная мифологическая  и религиозная  система,   если не существовал

письменности

 

    Конечно, мы не имеем достоверных свидетельств о существовани

письменности в древнейшее время  - речь идет о  III-II тысячелети

до нашей эры! Hо это еще не говорит о том, что письменности не бы

ло.  Есть основания полагать,  что праславяне  создали свою ориги

нальную  систему  письма  -  так  называемую  "узелковую  письмен

ность"

 

 

 

                     

 

На главную