На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Звон колокольный, церковный

 

— одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется: 1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения времени его начала; 2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения более важных молитвословий и священнодействий во время литургии и др. богослужений; 3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан в наиболее великие праздники — помимо богослужения. Колокола введены в употребление при церквах на Западе с VIII в. (по другим известиям — еще в IV в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению служили деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные ударения молотом или палкою, отчего эти доски и носили название "била" или "клепала". И в более поздние времена, а иногда и в настоящее время в монастырях для призыва к богослужению употребляются "била" и "клепала". Колокола в церковном уставе назыв. кампаны (от римской провинции Кампании, где они в первый раз были отлиты из меди) и тяжкая (βαραία) — от "тяжких", т. е. сильных, звуков больших колоколов. Обыкновенно при православных церквах бывает несколько колоколов разной величины, с разными названиями, соответствующими их употреблению или происхождению. В первом отношении различаются колокола: праздничный, воскресный, полиелейный (в те дни, когда на всенощной бывает "полиелей"), будничный, зазвонный, малые колокола. Во втором отношении на Руси в старину различались колокола: царский (т. е. устроенный на средства, данные царем), боярский, слободской, чудотворцев (т. е. устроенный кем-либо в честь чудотворца, имени которого посвящен монастырь). Все колокола помещаются большею частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленное пространство. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях — звонницах, а иногда и в самом храме, с зап. стороны. З. в колокола при богослужениях бывает четырех родов: 1) благовест — мерные ударения в который-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям; 2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди, он бывает перед водосвятными молебствиями, перед литургиею в храмовые праздники и др.; 3) собственно З., когда одновременно ударяют в два или более колокола; 4) трезвон, когда З. производится в несколько колоколов или во все колокола ("во вся тяжкая"), в три приема (три звона) — при начале богослужения, после благовеста и т. п. Когда в какой колокол производить благовест — это подробно определяется церковным уставом, равно как и продолжительность З. В Великом посту З. сокращается до минимума. Установлено производить двенадцать ударений в самый большой колокол кафедрального собора города - по кончине епископа, и в таковой же колокол приходской церкви — по кончине ее священника. В церквах католических и протестантских З. производится через раскачивание колокола, а в православных — мерными ударами языков. Правильная последовательность колокольных звуков доводится звонарями-виртуозами до степени музыкальной мелодии, исполняемой иногда по нотам. В 70-х гг. нынешнего стол. ростовский протоиерей Израилев устроил схему колокольного З. по правилам музыкальной гаммы, применительно к которым им производится подбор колоколов и самое их изготовление на заводах. Изобретение его, одобренное Св. Синодом, ныне входит в повсеместное употребление по мере устроения новых церквей и при них набора колоколов. Кроме употребления богослужебного, церковный З. служит еще для набата в случае пожара и для указания пути заблудившимся во время вьюг и буранов. Указом Синода 1771 г. предписано отнюдь не допускать до колокольного З. или набата в случаях смут и беспорядков в селах, для чего при входах на колокольни велено устроить крепкие затворы. Иногда (напр. в 1750 г. в Москве) колокольный церковный З. употреблялся для созыва народа к слушанию в церквах катехизического учения. См. "О призыве к богослужению в правосл. церкви" (ст. С. П. Казанского, в "Трудах 1 археологич. съезда", М., 1871).