На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Маяк

 

александрийский фаросский маяк — высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов — для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине Маяка поддерживается огонь. Указательные Маяки возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на искусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того, чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса. Предостерегательные М. указывают опасные места фарватера. Портовые Маяки помещаются при входе в порт, на головах портовых молов. Знаменитейший из всех Маяков древности был Маяк александрийский, на острове Фаросе, вследствие чего название острова сделалось нарицательным именем для Маяков вообще. Александрийский фарос причислялся к так наз. семи чудесам света. Вышина его была 170 м. Он был построен Состратом ок. 283 г. по Р. Х., существовал еще в 1317 г.

 

 Не меньшей известностью пользовался в древности маяк Родосский (Родосский колосс). К известнейшим маякам позднейшего времени принадлежит построенный в 1584-1610 г. кордуанский маяк. М. вангерокский и скагенский, на северной оконечности Ютландии, существуют более 300 лет. По трудностям, представившимся при его постройке, замечателен М. эдистонский (I, фиг. 1), и М. на скале Инч-кап, или Бель-рок (см.). Из современных самым старинным считается М. Коруния, построенный императором Траяном, возобновленный в 1634 г. и недавно снабженный проблесковым освещением. К наиболее смелым новейшим сооружениям принадлежит построенный несколько лет тому назад ротерзандский М. в устье р. Везер. Днем М. легко распознаются по внешнему очертанию их и окраске, а также по характеру окружающей местности. Для возможности же различения М. и в темное время и для предотвращения весьма опасных ошибок в этом отношении, необходимо каждому из них присвоить характерное освещение. Введенные для этой цели цветные стекла фонарей не всегда могут быть применяемы, так как на больших расстояниях цвет огня теряется. Поэтому различие маячных огней достигается переменами света.

 

 

Ср. профессор А. Г. Нюберг, "Курс портовых сооружений" (СПб., 1896); контр-адм. Баженов, "Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы" (СПб., 1884).