На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Махдий

 

— Ибн-Хельдун (Prolégomènes, франц. перев. Slane, II, 158) говорит: "Издавна мусульмане усвоили мнение, что в конце веков непременно должен появиться из рода пророка человек, который поддержит религию и даст победу правде. Привлекши к себе истинных верующих, он воцарится над мусульманскими государствами и назовется Махдий ("направленным", т. е. "благонаправленным"). Тогда придет Деджжаль (= антихрист) и совершатся события, знаменующие приближение последнего часа мира. После пришествия антихриста сойдет с неба Иисус и убьет его, а по другому преданию, Иисус снизойдет одновременно с Махдием, поможет ему истребить Деджжаля и, при совершении молитвы, признает Махдия за имама (см.)". На идею о Махдие (мессианизм) в Коране нет и намека: она держится у мусульман на основании преданий. История этой идеи, восходящей к зороастрову верованию в Саошйанта, представлена у Ренана в "Vie de Jésus" и у Дж. Дарместетера в "Ormazd et Ahriman" (Пар., 1877). Людей, объявлявших себя М., появлялось в мусульманском мире уже много; история их изложена в сочинении Дж. Дарместетера, "Le Mahdi depuis les origines del'islam jusqu'à nos jours" (Пар., 1885); глава VIII посвящена суданскому аскету (дервишу) Мохаммеду-Ахмеду, родившемуся в Донголе в 1843 г., объявившему себя в августе 1881 г. М. и породившему то религиозно-политическое волнение, которое и до сих пор продолжается в Судане.