На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Ложи Рафаэля

 

— знаменитая галерея во втором этаже ватиканского дворца в Риме, выходящая одною своею стороною на двор св. Дамаса, другою же стороною прилежащая к так назыв. зале Константина и другим дворцовым апартаментам. Постройку ее начал Браманте, а окончил Рафаель Санцио, под руководством и по рисункам которого украсили ее в 1516-19 гг. стенною живописью и лепными орнаментами Джулио Романо, Джованни да Удине и др. ученики великого урбинского мастера. Галерея по направлению своей длины образует 13 компартиментов, или лож, отделенных одна от другой арками, причем каждый компартимент покрыт четырехгранным сводом с квадратным пространством в середине. В каждом своде написано по четыре картины на сюжеты, заимствованные из истории Ветхого и Нового Заветов. Композиции этих 52-х картин, известных под общим названием "Рафаэлевской Библии", принадлежат самому Рафаэлю, а исполнение его ученикам (Дж. Романо, Фр. Пенни, Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо и др.). Остальное пространство стен и сводов — пилястры, обрамления дверей, амбразуры окон, арки и пр. — покрыто сплошь чрезвычайно разнообразными орнаментами, сочиненными, очевидно, под влиянием античной декоративной живописи, открытой незадолго перед тем в термах Тита. В общем роспись Рафаэлевских Лож производит превосходное впечатление и может считаться самою роскошною и изящною из всех работ подобного рода, исполненных в цветущую эпоху Возрождения. Первоначально арки галереи, выходящие на двор св. Дамаса, были открытые, вследствие чего ее живопись сильно пострадала от сырости и непогоды, особенно в нижних своих частях. Только в 1813 г. для ее предохранения от дальнейшей порчи в пролеты этих арок были вставлены оконные переплеты и стекла. В СПб., в здании имп. Эрмитажа, имеется галерея, представляющая и по размерам, и по орнаментации совершенно точное подобие Лож Рафаэля в то время, когда их живопись еще находилась в лучшем состоянии, чем теперь. Эта галерея построена при Екатерине II, желавшей обладать верною копией художественного памятника, которым она восхищалась при одном виде раскрашенных гравюр Вольпато, воспроизводящих отдельные части его орнаментации. Копии этой последней для эрмитажной галереи были исполнены по заказу императрицы под надзором живописца Унтербергера в самом Ватикане, прямо с оригиналов.