На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Колчан

 

или тул — мешок или футляр для стрел. Он делается из кожи, шкуры (с мехом), плетенья, дерева (бамбука) и т. д. и обыкновенно — короче стрел, так что из него торчат оперенные задние концы последних

 

Чтобы мешок оставался открытым (не спадался бы и не мял стрел, или их перьев) и из него было удобнее вынимать стрелы, к нему, с внутренней стороны, пришивается обыкновенно вдоль несколько палочек, не позволяющих спадаться даже пустому Колчану. Иногда одна палочка делается несколько толще и длиннее, так что торчит выше края Колчана и оперенных концов стрел. Обыкновенно такая палочка имеет более узорчатый вид и оканчивается круглой шишкой или изображением какого-нибудь зверя. Колчанэтой же палочке прикрепляется перевязь, которой Колчан держится на плече, или петля — для пристегивания к поясу. У охотничьих народов, например тунгусов, эскимосов и др., кожаный Колчан убирается бусами, разноцветными полосками шкурок или сукна, ремешками, бахромой и т. д.; у более культурных народов — шитьем и металлическими (даже золотыми или серебряными) бляхами, иногда с художественными изображениями животных, охотничьих и других сцен (у греков, скифов, персов, ассирийцев, египтян, древних русских). У некоторых народов употреблялись колчаны, полость которых была разделена, по числу стрел, на отделения; в XVI-XVII вв. и у русских были так называемые джиды (араб. "джерид") — короткие метательные копья или сулицы, которые носились в особом К. с 3 гнездами, причем в четвертом гнезде помещался еще длинный нож. Кроме стрел, в колчане иногда помещается и лук, например у греков, скифов и других, тогда как у большинства народов, пользующихся стрельным боем, употребляются два мешка: К. и налучье или налушно, как его называли на Руси. Последнее имеет целью предохранить лук, особенно от сырости, которая вредит упругости лука и тетивы; оно делается обыкновенно в форме лука, из кожи, обтянутой материей, украшенной бляхами и т. п. Налучье носилось скифами на поясе, с левой стороны, как и русскими, которые пристегивали его ремнями, бендями или цепочками к сабельному или особому поясу. Общее название для лука со стрелами и их вместилища было у нас саадак или сагадак. Такие налучья (помимо К.) были у ассирийцев, китайцев, тюркских народностей и др. и употребляются еще эскимосами, но у последних они имеют более узкую форму. К. и налучье покрываются иногда, для защиты от сырости чехлами; у русских такие чехлы назывались "токтуями" или "покровцами". Русские (в XVI-XVII вв.) носили налучье на левой стороне, а Колчан на правой, сзади у пояса