На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Коларийские языки

 

"Коларии" (англ. Kolarian) — термин, изобретенный в 60-х гг. английским этнографом Георгом Кемпбеллем для обозначения нескольких народов Центральной Индии, которые представляют известные общие неарийские этнологические черты (черный или темный цвет кожи, широкие плоские носы и т. д.) и говорят на родственных между собой языках, не имеющих ничего общего ни с новоиндийскими языками, детьми санскрита, ни с дравидийскими (см). В основе его лежит туземное имя Коль, данное некоторым из этих племен другими, окружающими их, и представляющее из себя просто бранную, презрительную кличку. Этнологическое взаимное сходство разных колариев не особенно велико, так что известный индийский этнограф Дальтон ("Ethnology of Bengal", Калькутта, 1872) отмечает значительные отличия между типами различных К. племен: санталь, мундари, хо и т. д. Подобно дравидийским языкам, К. в морфологическом отношении принадлежат к агглютинирующим языкам, хотя характер агглютинации у них иной, чем у дравидов. Есть предположение, что в Индию Коларийские языки попали из Тибета, но, отрезанные в течение ряда веков (может быть целые тысячелетия) от предполагаемых среднеазиатских родичей, сохранили лишь слабые намеки на родство с ними. Есть и другая гипотеза (высказанная фон-дер Габеленцем в его "Die Sprachwissenschaft", Лейпциг, 1891), что К. языки родня австралийским. Как бы то ни было, несомненно, что коларии жили в Индии еще до прихода туда арийцев, а может быть и дравидов. В настоящее время К. языки принято считать самостоятельной семьей, занимающей гористые части Бенгала, Мадраса и Центральную Индию. Коларии перемешаны с арийскими индусами и дравидийскими племенами, из которых некоторые долго считались за колариев (гонды, кхонды, ораон, раджмагали). Около двух миллионов их сохранили свой К. язык. В этнологическом отношении колариев больше, но некоторые из К. племен, сохраняя этнологический К. тип, приняли уже другой, не К. язык; таковы племена бхиль в Кандеше, Мальве и Раджпутане, бхар, бхия и т. д., принявшие хинди. Другие, вероятно, также лишь недолго будут говорить на своем природном языке. Для изучения этой группы языков, весьма интересной в научном отношении, покуда сделано еще очень мало. Возможно установить такие девять групп К. наречий: 1) Санталь (Santhal), 2) Мундари, Бхумидж, Хо, или Коль (Mundári, Bhumij, Ho-Kole), 3) Кхарья (Khária), 4) Джуанг (Juang), 5) Корва (Korwa), 6) Кур, 7) Савара (Savara), 8) Мехто, 9) Гадаба. Cust ("A sketch of the modern languages of the East Indies", Л. 1878) причисляет к К. языкам еще язык народца Маль-пухарья (Mal-puhària) или Ная-Думка, живущего в горах Рамгурха и Бирбхумском округе Бенгала, но, кажется, напрасно. Самый развитой и красивый из К. языков — санталь, представляющий четыре диалекта. Число говорящих на нем в 1872 г. доходило до 1 миллиона. Число мундари (по Дальтону) в 1872 г. равнялось приблизительно 400 тысячам, Хо или Ларка-Коль около 150 тысяч, а Бхумидж до 300 тысяч. Число диалектов этой группы довольно велико; один из них — Манкипати, самый чистый, менее всех прочих заимствовал из новоиндийских языков (хинди и т. д.) и вполне понятен для всех членов данной группы. Кхарья и Джуанг (см. Мальхар) близко родственны друг другу. Корва и Курку или Кур представляют собой лишь незначительные и отрезанные от других колариев островки. Они, вероятно, были оторваны от санталей за целые века до нынешнего времени, так что не сохранили никаких преданий о своем общем происхождении из одного источника. Тем не менее, язык курку до сих пор очень близок к Санталю. Такое же изолированное положение занимают Савара, некогда многочисленный народ, упоминавшийся Плинием и Птолемеем, а теперь бедное бродячее племя дровосеков в северной части Мадрасской провинции и Ориссе. О Мехто имеется очень мало сведений. Племя Гадаба, или Гудба живет в восточной части Бустара в центральных провинциях и Джайпуре, вассальном государстве к северу от Мадрасской провинции. Со всех сторон они окружены дравидами. Гласфорд ("Bustar Vocabulary. Records of Governem. of India" F. D. XXIX, 1863) дает словарь их языка, из которого очевидно его родство с языками курку, коль и санталь. Это же племя найдено в Гуддапурских горах в Ганджамском округе провинции Мадрас. Гадаба — язычники и едва ли долго сохранят свой язык. В отчете о переписи в Мадрасе ("Madras Census Report", 1874) они соединены с другим племенем Керан-Капус, говорящим на том же языке.

 

Литература: Hodgson, "Miscellaneous Essays, relat. to indian subjects" (т. II, Л., 1880); Dalton, "Ethnology of Bengal" (Калькутта, 1872); Hislop, "Aboriginal Tribes of Central Provinces" (Нагпур, 1866); Schortt, "Hill Ranges of South India" (Мадрас, 1871); Latham, "Compar. Philology" (Л., 1862); Campbell, "Languages of India" (Калькутта, 1874); Hewitt, "Chota Nagpore: its people and resources" ("Asiat. Quarterly Review", 1887, апрель); Nottrott, "Die Gossnersche Mission unter den Kols" (2 т., Halle, 1888); Driver, "Notes on some kolarian tribes" ("Journ. Asiat. Soc. Bengal", нов. сер., LVII, I, 1888); "Mission belge du Ghota Nagpore 1888. Lettres des P. P. Lievens, Haghenbeck etc."; Forsyth, "The Highlands of Central India" (Л., 1889) и др.