На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Катакомбы

 

(catacumbae) — подземные ходы и пещеры, расположенные неправильною сетью и встречающиеся в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах, на о-ве Мальте и в др. местах. особенно обширны К. в Риме, где ими изрыты древние пригороды близ всех консульских дорог и где все протяжение их таково, что если бы вытянуть их в одну прямую линию, то получилась бы длина всего итальянск. полуо-ва.

 

Они служили у первых христиан местом погребения их покойников и были вырыты нарочно для этой цели, а может быть, как предполагают некоторые ученые, это были отчасти старые, брошенные карьеры добывания горшечной глины (пуццолана), расширенные и продолженные руками христиан. Первоначально они назывались цеметериями (coemeteria), гипогеями (hypogea), ареями (areae), название же "Катакомбы" утвердилось за ними лишь в IX в., хотя оно явилось впервые еще в IV в., в применении к цеметерии св. Севастиана.

 

Вера в воскресение мертвых и в жизнь будущего века побуждала христиан не сжигать, подобно язычникам, труды своих мертвецов, но класть их в общей для всех братьев по религии усыпальнице, где они могли бы безмятежно покоиться до второго пришествии Господня. Сюда, к могилам своих родных, друзей, святых и мучеников, сходились верующие праздновать дни их памяти, воссылать к Богу общие молитвы и совершать агапы. Такое назначение Катакомб требовало некоторого убранства, в котором и проявились первые зачатки христианского искусства.

 

Это придает Катакомбам независимо от их церковно-археологического значения высокий художественно-исторический интерес. Вопреки распространенному прежде мнению эти первохристианские кладбища устраивались под землею отнюдь не из страха преследований со стороны язычников, не из желания скрыть от них могилы усопших и места молитвенных собраний.

 

Это доказывается тем, что входы в К. были вначале не потаенные, но доступные для всех и каждого и вели к широким лестницам. Спустившись по такой лестнице, вошедший попадал в коридор, вырытый в черноватом, зернистом туфе, и затем вступал в запутанный лабиринт других подобных коридоров (ambulacres), то идущих прямолинейно, то изгибающихся, перекрещивающихся друг с другом и иногда до такой степени узких, что в них двое людей едва могут идти рядом (наибольшая ширина коридоров в римск. К. = 0,9 м). Потолок коридоров — плоский или слегка сводчатый. В их стенах с обеих сторон устроены углубления в длину человеческого роста, но невысокие, четырехугольной формы (loculi), расположенные в 3, 4 и до 7 ярусов. Тело покойника клалось в подобную нишу без гроба; ее отверстие замуровывалось большими кирпичами или закрывалось каменною плитою, которая плотно примазывалась к стене. На плите вырезывалось имя погребенного, с каким-либо благочестивым или нежным воззванием и теми или другими символическими знаками принадлежности этого лица к христианской общине. Порою встречаются ниши, вмещавшие в себе два трупа, которые клались таким образом, что ноги одного приходились рядом с головою другого (bisoma).

 

Ниши, устроенные более чем для двух покойников, попадаются очень редко. Местами в стенах находятся двери, ведущие в крипты (cryptae) — отдельные склепы, игравшие роль семейных усыпальниц (cubicula). В них нередко встречаются каменные саркофаги, приставленные к стене или помещенные в ней под аркою с плоскою заднею поверхностью или имеющей вид небольшой апсиды. Такие гробницы под аркою (arcosolia) устраивались в самых коридорах очень редко, потому что затрудняли движение по ним. Вместо саркофага, который стоил довольно дорого и не всегда мог быть втащен в К., порою вырывалась гробница прямо в стене, осененной аркою; она прикрывалась сверху мраморною плитою (mensa), служившею над могилами святых и мучеников престолом при совершении таинства Евхаристии.

 

Так как с увеличением христианской общины к таким могилам стало стекаться значительное число молящихся, то оказалось необходимым во избежание тесноты некоторые крипты расширить и повысить, другие соединить по нескольку в одну, через что образовались капеллы, более или менее удобные для богослужения и сходбищ членов общины. К. освещались маленькими лампадами, прикрепленными к стенам, а иногда, особенно в криптах — отверстиями, проделанными в потолке и доходящими до поверхности земли (lucernaria). Катакомбные ходы и пещеры идут под землею не в один, а в несколько этажей (alea), соединяющихся между собою посредством лестниц. Наибольшая глубина их — 25 м. Стены и своды в коридорах почти не имели украшений, кроме надписей и эмблематических изображений на плитах, заслонявших могилы; лишь изредка где-либо попадались подобные надписи и эмблемы, начертанные на стенах, да на сводах бывала нехитрая раскраска. Но стены и плафоны крипт, в особенности таких, которые содержали в себе гробницы епископов и мучеников и служили для молитвенных собраний, представляли более приглядный вид: в промежутках между локулами и аркосолиями являлись живописные изображения, а потолок покрывался последними в изобилии.

 

Вышеупомянутые саркофаги, плиты, стенная и потолочная живопись вместе с мелкими вещами, найденными в К. при могилах, каковы глиняные и металлические лампады, стеклянные поминальные сосуды, кольца и пр., составляют драгоценный материал для изучении первых проявлений христианского искусства (см. Древнехристианское искусство). Когда поднялись гонения на христиан со стороны язычников, последователи новой религии старались обеспечить К. от осквернения и искали в них для себя безопасности; явные входы в них были завалены, большие лестницы разрушены, некоторые из ходов засыпаны. По объявлении христианства господствующею религией Римской империи тесные подземные крипты оказались уже недостаточными для многолюдных молитвенных собраний, которые поэтому стали происходить в просторных и роскошных базиликах. Равным образом и как кладбища К. сделались недостаточны для погребения почивших членов разросшейся церкви, хоронить которых все более и более входило в обычай под открытым небом, поблизости церквей. С половины IV в. устройство новых К. прекращается, хотя старые продолжают принимать новых покойников и пользоваться уважением, как усыпальницы святых.

 

Нашествия варваров, следующие одно за другим, причиняют Катакомбам все большее и большее опустошение, побуждающее наконец Папу Павла I вскрыть гробницы знаменитых мучеников и святителей и перенести их мощи в главные римские церкви. Преемники этого Папы подражают его примеру. Лишенные своих святынь, К. приходят в полное забвение. Только во второй половине XVII в. случайно наталкиваются на них рабочие, возделывавшие один из виноградников на Via Salaria. С этого времени начинается ученое исследование К. Основателем его должен считаться Антонио Бозио, открывший до 30 цеметериев и описавший их в знаменитом сочинении "Roma sotterranea", вышедшем в свет уже после его смерти. После Бозио больше всего сделал для знакомства с К. Дж.-Б. де-Росси, которому, кроме других заслуг в этом отношении, принадлежит честь открытия и исследования К. св. Каликста на Via Appia — важнейших между всеми римскими К. и богатейших по найденным в них древностям.

 

Число К. в Риме и его окрестностях простиралось, по-видимому, до 26, но из них доступны пока только 12 или 13. Они называются по именам тех святых, которые покоились в их криптах: св. Каликста (или Каллиста), св. Агнесы и др. Неаполитанские К. сохранились в менее поврежденном состоянии сравнительно с римскими. Они носят название церквей, выстроенных при их входах: S. Gennaro de'poveri, S. Maria della sanitа, S. Maria della vita. Сиракузские К. были, собственно говоря, не христианские, нарочно устроенные кладбища, а естественные, впоследствии расширенные пещеры, которыми еще в греческую и римскую эпоху местные жители пользовались для погребения мертвецов; тем не менее, и в них найдено довольно много памятников, свидетельствующих о том, что здесь хоронились также и христиане.

 

С упомянутыми и др. древними Катакомбами не имеют ничего общего парижские Катакомбы, которые суть не иное что, как старинные каменоломни; но в них скучено множество человеческих костей, происходящих из упраздненных городских кладбищ и из могил, окружавших разрушенные в разное время церкви; тут же свалены смертные останки жертв Великой французской революции.

 

Литература, A. Bosio, "Roma sotterranea" (1632); V. L. Perret, "Les С. de Rome" (1851-55, 6 т.); G. B. de Rossi, "Roma sotterranea" (1864-91, 4 т.); J. Spencer-Northcote et W.-R. Brownlow, "Rome souterraine" (1877); Roller, "Les С. de Rome" (1881): Kraus, "Real Encyclopädie der christlichen Altertümer" (1882-86, 2 т.); V. Schultze, "Die K., ihre Geschichte und ihre Monumente" (1882); А. фон-Фрикен, "Римские К. и памятники первоначального христианского искусства" (1872-85, 4 ч.); V. Schultze, "Die K. von S. Gennaro de'poveri in Neapol" (1877); Scherillo, "Le С. napolitane" (1869) и пр.