На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Кирилл 3

 

— митрополит киево-владимирский. После разгрома Киева татарами русские сами избрали для управления церковью одного из своих соотечественников — холмского епископа К., который в 1250 г. утвержден в сане митрополита патриархом константинопольским. Вернувшись из Константинополя, Кирилл не мог найти для себя в Киеве приюта и пристанища. Кафедральный Софийский собор и митрополичий дом были разорены; десятинный храм лежал в развалинах; печерская обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200. Подобное же разорение встретил он и в Чернигове, и поехал в Рязань, оттуда в Галич и, наконец, решил остановиться во Владимире Суздальском, не перенося, однако, сюда митрополичьей кафедры. Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир. В 1261 г. К. учредил епархию ростовскую, в 1262 г. — сарскую (в Сарае); в 1274 г. составил во Владимире собор, на котором было постановлено 12 правил о церковных делах и исправлении духовенства. Прожив несколько лет в Киеве, скончался в 1280 г. в Переяславле. Погребен в кафедральном Софийском соборе (последний из митрополитов). Н. М. Карамзин отыскал в одной древней Кормчей под его именем "Правило", предложенное на владимирском соборе 1274 г. Московское общество истории и древностей российских обнародовало находку в первой части "Русских достопамятностей", а митрополит Евгений (в "Словаре русских писателей духовного чина") заметил, что "Правило" издано хотя и по характерному списку XIII в., но не совсем исправному и полному. При ближайшем знакомстве с древними славянскими Кормчими и вообще рукописями, благодаря трудам барона Розенкампфа, Строева и Востокова найдены многие другие списки этого "Правила", и подлинность его признается ныне всеми. Приписывались К. и другие сочинения, но не совсем основательно. Преосвященный Макарий, в своей статье: "О сочинениях Кирилла 3", признает, кроме "Правила", предположительно принадлежащим перу К. только "Поучение к попам", помещаемое в некоторых славянских Кормчих непосредственно за "Правилом"; остальные же сочинения, упоминаемые, например, в "Обзоре духовной литературы" Филарета, решительно отвергает.