На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Иеговист

 

— название одного из предполагаемых авторов Пятикнижия Моисеева, с точки зрения библейско-исторической критики. По этой теории Пятикнижие состоит из двух документов, составленных двумя независимыми авторами и объединенных между собой позднейшим редактором. Каждый из этих документов отличается тем, что в нем употребляется исключительно одно какое-нибудь из двух библейских названий Бога — Елогим или Иегова, вследствие чего и авторы предполагаемых документов называются елогистами и Иеговистами. Родоначальником этой теории был француз Жан Астрюк, протестантский пастор, перешедший после отмены Нантского эдикта в католицизм, известный в свое время медик, в 1743 г. причисленный к медицинскому факультету в Париже. Свои догадки он изложил в сочинении: "Conjectures sur les mémoires originaux dont il parait que Moyse s'est servi" (Брюссель, 1753), которое и сделалось исходной точкой для последующих критических работ в этом направлении. Теперь эта теория получила широкое развитие на Западе и критическая школа считает ее своим ценным достоянием, хотя она и доселе связана с такими затруднениями, что положительная богословская наука не может принять ее (см. под слов. Пятикнижие). Чтобы наглядно показать, как чередуются документы елогиста и иеговиста, возьмем первые XI глав книги Бытия, обнимающей историю первобытного мира. Из них гл. I и три стиха II главы приписываются елогисту, так как в них употребляется одно только Елогим — 35 раз; II, 4 — III, 24 совместно Иегова-Елогим 20 раз, и одно Елогим 3 раза; в IV гл. только Иегова 10 раз, Елогим 1 раз; V — Елогим 3 раза, то же с членом (га-Елогим) 2 раза и Иегова 1 раз; VI гл. 1—8 ст. Иегова 5 раз, га-Елогим 2 раза; VI, 9 — IX, 29 Иегова 7 раз, Елогим 15, га-Елогим 2; X—XI Иегова 7 раз.