На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Галиот

 

или гальот — голландское двухмачтовое судно с весьма полным образованием и неглубоко сидящее в воде, что дает ему преимущество ходить по неглубоким каналам и водам Голландии. Хорошими морскими качествами Галиот не отличается. На Ладожском и Онежском озерах, на реке Неве и, отчасти на Финском заливе, употребляются суда, весьма похожие на гальоты. Этот тип постройки судов был занесен в России голландцами в начале прошлого столетия. В настоящее время Галиоты строятся длиною 10,0 — 20,0 саж. и шириною 2,9 — 5,0 саж., с осадкой без груза 4,0 — 10,2 и с грузом 7,0 — 20,0 четвертей аршина; но значительное большинство (60 — 80%) длиною 15 — 20 саж. и шириною 3 — 4 саж., с осадкою без груза более 9 и с грузом более 16 четвертей аршина. Поднимает груза (смешанного) от 8000 до 37000 пуд; служит 12 лет и требует для хода 3 — 7 рабочих. Из плававших в 1885 году 19 Г. большинство (12) построено в Финляндии и 3 в Олонецкой губ. Г. строятся также и в Череповецком уезде Новгородской губ., на реках Козоре и Андоге, принадлежащих к системе р. Шексны. Галеоте — прежнее название небольших галер о 16 — 20 веслах, но впоследствии стало даваться и военным судам средних размеров; гребцы были вооружены мушкетами; на судах ставились и пушки.