На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Древнегреческие монеты

 

— обширнейшая и старейшая группа в нумизматике. Ее составляют: 1) монеты собственно греческие: а) материка, б) островов, в) Малой Азии и г) колоний по побережью Черного Моря; 2) монеты Великой Греции, Сицилии, Карфагена и африканских колоний; 3) монеты Сирии, Финикии, Египта и Иудеи (см. эти государства) и 4) варварские чеканки — Испании, Галлии и Британии, — подражающие сначала греческим, а затем римским монетам.

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МОНЕТЫ.

 

Период чеканки Д. монет захватывает 1000 лет с конца VIII века до Р. X. до середины III века по Р. X. они образуют три группы: 1) архаическая чеканка, 2) обыкновенная греческая и 3) греко-римская. Монеты первой группы серебряные, электронные, очень редко золотые. Это — толстые куски металла неправильной круглой формы, имеющие на лицевой стороне какое-либо изображение, иногда сопровождаемое надписью, а на оборотной стороне — квадратное прямоугольное, а иногда и другой формы, углубление (quadratum incusum; см. таблицу, рис. 1 и 2). Монеты второй группы биты из золота, электрона (см.) серебра и бронзы, они гораздо тоньше предшествующих; лицевая сторона их обыкновенно слегка выпукла, оборотная — несколько вогнута. На лицевой стороне почти всегда помещена голова в довольно сильном рельефе. Монеты третьей группы за небольшим исключением все бронзовые, очень плоские, тонкие и широкие, с портретом римского императора на лицевой стороне. Другая классификация Д. монет, основанная на политической жизни Греции, разбивает их на 1) автономные и 2) монеты римского периода.

 

Вес Д. монет различен, но все они были только делениями разных талантов — тяжелого, иногда наз. ассирийским, и легкого, или вавилонского, в тесном смысле, составлявшего половину первого (см. Талант). Таланты эти проникли в Грецию: тяжелый — морем, из прибрежных финакийских городов, а легкий — сухим путем. Из тяжелого таланта образовались таланты Фокеи, Финикии, Птолемаиды, Эгины; из легкого — таланты Персии, Эвбеи, Аттики, Коринфа, Родоса.

 

В изображениях, помещавшихся на монетах, главная цель была указать город или страну, которым они принадлежали. Руководящим мотивом при выборе изображений служило религиозное чувство; замена религиозных изображений другими считалась нечестивой. Первое время изображались не самые божества, а лишь предметы, принадлежащие известному культу; вероятно, человеческое лицо было слишком трудно для первых чеканщиков. По своим типам греческие монеты делятся на три класса: 1) гражданской чеканки, а также царской без портретов государей; 2) царской с портретами и 3) греко-римской, с головами императоров или без них. Монеты первого класса имеют на лицевой стороне изображение, а на оборотной — первоначально углубление, а затем тоже изображение. Последнее или не имеет прямого отношения к лицевой стороне, или же служит дополнением к ней. Голова или бюст представляет всегда тип лицевой стороны, а группа, фигура или другие предметы — оборотной. Если на монете две головы, то помещенная на лицевой стороне изображается несколько большею. Типы этого класса могут быть сгруппированы таким образом: 1) Голова или фигура местного божества, например, Афины Паллады — на афинских монетах (рис. 7 и 9). 2) Священные предметы: а) животное, посвященное известному божеству, — сова, черепаха и т. д.; б) растение — оливковая ветвь и т. п.; в) оружие или орудие — палица Геркулеса, щипцы Вулкана и т. п. 3) Голова или фигура местного гения — речного бога, нимфы озера, ручья, водопада и проч., 4) Голова или фигура чудовища — минотавра и т. д. 5) Баснословное животное: пегас, гриф, химера и т. д. 6) Голова или фигура героя или основателя города: Одиссей, младший Аякс. 7) Предметы, принадлежащие героям, или животные, прикосновенные к ним, напр. каледонский вепрь или его клык. 8) Изображение священных или каких-либо других мест, с которыми связаны местные предания: лабиринт и т. д. 9) Изображения, относящиеся к каким-либо религиозным и общественным празднествам, напр., колесница, победившая на олимпийских играх, изображение Диоскуров как покровителей конских богов (рис. 3) и т. д. Если одно изображение дополняет другое, то на лицевой стороне может быть голова божества, а на оборотной — предметы, ему посвященные.

 

Второй класс — монеты царской чеканки с изображениями государя. Это изображение тоже признавалось священным, так как оно представляло умершее лицо, причисленное к богам. Первое царское изображение — портрет Александра Македонского на монетах Лизимаха. Еще при жизни Александра его считали сыном Юпитера Аммона, черты которого и придаются ему на монете. Помещение портрета государя быстро распространилось, весьма охотно принятое правителями государств, возникших на развалинах Македонской монархии, а цари Египта и Сирии присвоили и себе титулы божеств. Александр уничтожил местные типы, принудив города своей обширной монархии чеканить монету его типа и дозволив лишь на оборотной стороне помещать небольшие местные символы. Преемники Александра придерживались того же правила, почему монеты этого периода получают новый характер. На лицевой стороне — портрет царя, редко уступающий место божеству, изображение которого обыкновенно помещается на оборотной стороне (напр., на сирийских тетрадрахмах — Аполлон; см. рис. 6). На ней же помещаются и символы, служащие обозначением места чеканки монеты.

 

Греко-римские монеты появляются по мере захвата Римом территорий греческих государств. Они почти все бронзовые и представляют дальнейшее отступление от религиозных типов первых монет. Допускаются изображения знаменитых лиц (Гомер, Геродот), картинные изображения священного характера, иногда имеющие карикатурный оттенок, аллегорические фигуры, напр. Надежда на монетах Александрии египетской. Подобные изображения были заимствуемы из произведений скульптуры и разных предметов, например архитектурных памятников. К греко-римским монетам относятся и колониальные, битые в римских колониях и имеющие латинские надписи; за исключением языка надписей, они почти подобны греческим царским монетам.

 

Надписи греческих монет различаются главные и второстепенные (первые часто подразумеваются). На гражданских чеканках они состоят из названия народа (в родительном падеже множественного числа), которому принадлежала монета, напримр AΘHNAIΩN — афинян. На царских чеканках помещается имя государя или имя и титул (в родительном падеже единственного числа), напр. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ или ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — нa монетах Александра Великого. Второстепенные надписи относятся к второстепенным изображениям, напр. "АΘΛА" — "награда", встречающаяся на сиракузских декадрахмах и относящаяся к изображенному на монете оружию; иногда это имена магистратов или других властей, а на царских монетах — имена (иногда монограммы) городов и граверов, также даты. Часто надписи состоят из нескольких начальных букв, особенно в царской чеканке названия городов.

 

По художественности типов, по совершенству чеканки Д.-греч. монеты можно разбить на четыре периода. К первому периоду относятся монеты до первой половины VI в. до Р. Х. Монеты эти архаические, в виде небольших слитков неправильной формы. Изображения очень малочисленны; легенд или надписей нет. Второй период захватывает одно столетие, между 580 и 460 г. до Р. X. и показывает уже значительное совершенство в чеканке. Эмблемы становятся сложнее; появляются фигуры и головы богов, героев; углубление оборотной стороны также заполняется изображениями и легендами. Прогресс этот очень заметен на монетах Афин. Вместо прежнего горгонейона теперь помещается Афина, хотя и довольно грубого вида, а на оборотной стороне — сова, сопровождаемая полумсяцем, оливковою ветвью и легендою АΘЕ (ναίων) (рис. 7). В это время появляются и вогнутые монеты Великой Греции, с выпуклым изображением лицевой стороны и тем же, но вогнутым, на оборотной. К концу периода появляются великолепные македонские (рис. 8) монеты, не уступающие по своему совершенству монетам следующего периода. Время от 460 до 336 года — апогей чеканки греческих монет (рис. 9). В это время впервые встречаются имена граверов. Монеты южной Италии и Сицилии доставляют ряд таких имен, тогда как в самой Греции и Малой Азии находим лишь имена Феодота на монетах Клазомена и Негаита на монетах Сидонии, хотя, вероятно, сюда же относятся и некоторые отдельные буквы на монетах Сирии, Фессалии, Крита и т. д. Совершеннейшие работы принадлежат Эвайнету и Кимону в Сиракузах и Феодоту в Клазомене. Первые два были современниками, хотя Эвайнет начал работать несколько ранее. Время их блестящей эпохи совпадает со временем тирании обоих Дионисиев в Сиракузах, когда этим граверам поручено было изготовить большие серебряные монеты весом по 10 аттических драхм, названных "пентеконталитрами", так как цена их соответствовала 50 фунтам меди. Монеты эти замечательны по красоте Аретузы, голова которой помещена на лицевой стороне (рис. 10). Отличительною особенностью этого периода является попытка помещать лицевые изображения впрямь, а не в профиль, как то было ранее. Нововведение это распространяется в 60-х гг. четвертого века; появляются монеты Катаны, Сиракуз, Метапонта, Фив и др. Работе Феодота принадлежит великолепная монета Клазомена подобного типа (рис. 11). Четвертый и последний период начинается временем Александра Вел. Хотя первые монеты и превосходного типа (рис. 12), но уже при преемниках Александра замечается постепенный упадок искусства, особенно на монетах Селевкидов и Птолемеев.

 

Монеты некоторых государств иногда получали огромную популярность, а вместе с нею и повсеместный спрос. Таковы были афинские тетрадрахмы (рис. 7) в течение V и половины IV столетий; затем родосские статеры, а из золотых монет — статеры Кизика. После этого почти два века обращаются тетрадрахмы Александра (рис. 12) и золотые статеры Филиппа. Такой усиленный спрос на монеты известного государства доставлял последнему значительные выгоды, что, в свою очередь, вызвало у других государств выпуск монет, подражающих этим. Подражание это можно разделить на греческое и варварское. Первое было двоякое: или подражали только изображениям, помещая собственные легенды, или же копировали и надписи, прибавляя лишь маленький собственный символ. Подражание это чрезвычайно искусно. Иногда, помимо корыстных целей, прямо заимствовали какое-нибудь особенно удавшееся изображение, напр. голову Афродиты с коринфских монет, Афины — с афинских, Аретузы — с сиракузских и т. д. Варварские подражания (рис. 14) чрезвычайно грубы. Часто они передают только приблизительные очертания данного изображения, совершенно не заботясь о сходстве. Помещая на монете надписи, старались, чтобы они занимали такое же положение и пространство, совершенно пренебрегая смыслом их, почему ставили лишь некоторые наиболее легкие буквы или просто подобие последних.