На главную

 


Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона


 

Добрыня

 

— воевода Владимира святого, брат матери его Малуши. Когда в 970 г. в. кн. Святослав разделил Киевскую Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим. Отправляясь в 979 г. из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Д., который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, чтобы выдать ее за Владимира. Ответ Рогнеды: "Не хочю я за робичича", сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику "быть с ней (Рогнедой) перед отцом ее и матерью". Сделавшись единовластителем, Владимир поручил управление Новгородом Д., который, по примеру племянника, поставил там, на берегу Волхова, истукан Перуна. Отсюда, в 985 г., он ходил вместе с Владимиром водой на богатую Болгарию (Волжскую). Мир с болгарами заключен был по совету Добрыни, который говорил, что такой богатый народ, носящий сапоги, не будет платить дань, и советовал поискать лучше лапотников (см.). Что касается участия Д. в крещении новгородцев, то его, кажется, нужно признать достоверным, но известия о том летописей неопределенны и сбивчивы, а подробности эпизода, передаваемые Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, как думают, на старинной новгородской поговорке: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем".

 

Полн. собр. рус. летоп. I, 29, 34, 36, 62, 131; II, 246, 250, 263; IV, 175; V, 2, 108, 112, 114, 132; VII, 28, 289, 294, 296, 326, IX под 990 г.; продолж. Нестора 185; Троицк. лет. Карамз. I, пр. 421; Татищ. I, 38—40; Карамз. I, пр. 463.