Вся библиотека

Оглавление

 


Сто великих тайн Древнего мира


Николай Николаевич Непомнящий

   

Цивилизации Ближнего Востока

 

В поисках Ковчега Завета

 

Согласно легенде, ковчег Завета, представляющий собой серебряный ларец, содержит святые скрижали с десятью заповедями, записанными Моисеем со слов Господа Бога. На эту тему Стивеном Спилбергом был снят приключенческий фильм «Искатели потерянного Ковчега», в котором Индиана Джонс совершает героические дела на пути к вожделенной святыне — ковчегу Завета.

 

Провидению было угодно приобщить уже не к вымышленным, а к вполне реальным поискам ковчега исследователя с тем же именем — Джонс. История Вендила Джонса и его интереса к мифической реликвии восходит к событиям полувековой давности.

 

В 1952 г. археологи во главе с профессором Джеральдом Хардингом раскапывали пещеру номер три в Кумране, что значит на местном диалекте «Две Луны». В этом районе уже были найдены сотни свитков, изготовленных в основном из кожи и пергамента, и вот теперь исследователи нашли медный свиток! Текст на древнееврейском языке был выгравирован на свитке в обратном порядке: он начинался на задней стороне и завершался на лицевой. Находку отправили в Манчестер, где медный рулон с огромным трудом развернули для того, чтобы можно было разобрать надпись.

 

Усилиями многих исследователей удалось в первом приближении определить смысл написанного.

 

Текст производил впечатление какого-то перечня различных особенностей данной местности — географических, геологических и топографических. Но язык документа оставлял ощущение «мистического, интригующего, туманного, противоречивого и неуловимого». В самом деле, если часть текста казалась более или менее ясной, то другая часть состояла из обрывков фраз, закорючек и каракулей, совершенно не поддающихся расшифровке. По мнению специалистов, добраться до их смысла можно было только при условии глубокого знания «древнееврейской литературы и словаря». Исследователи, озадаченные столь странными обстоятельствами, четыре года молчали о своих «лингвистических открытиях». Потом они все же обнародовали собственную интерпретацию текста, в котором через некоторое время обнаружилось 80 фактических ошибок! По мнению экспертов, «собственная интерпретация» внушала сильнейшие сомнения в ее идентичности оригиналу. Более того, нашлись люди, назвавшие этот труд «фальшивкой», «подделкой», «еврейским мистическим фольклором» и даже «бредом сумасшедшего».

 

Однако Вендил Джонс своими самоотверженными трудами положил конец домыслам и доказал исключительную важность содержания медного свитка. Оказалось все-таки, что на нем выгравирован не перечень географических и прочих особенностей данной местности, а... список священных сокровищ первого храма в Израиле (храма Соломона), спрятанных в тайных хранилищах перед гибельным нашествием вавилонян около 422 г. до н.э.! Среди надписей на свитке была и следующая: «В основании холма в пустынной долине Анкор с его восточной стороны есть камень, закрывающий вход в пещеру. От входа нужно спуститься по сорока каменным ступеням и там стоит засыпанный землей серебряный ларец с облачением первосвященника, а рядом погребена священная дарохранительница с бесценными сокровищами из золота и серебра». В остальной части текста содержится множество указаний на разные ориентиры на местности, по которым следует искать тайник. По словам Вендила Джонса, воспользоваться указаниями можно только при помощи специального кода, который еще не найден.

 

В поисках этого кода исследователям пришлось основательно проработать трактат раввина Нафтали Гертц Элшанона, написанный им в 1648 г. в Амстердаме, который включает в себя полный текст некоего утраченного древнееврейского труда, состоящего из 12 глав. В них описываются различные сосуды, ларцы и ящики, заполненные сокровищами и спрятанные пророком Иеремией в потайных местах в 429 г. до н.э., то есть за семь Лет до нашествия вавилонян и падения первого иерусалимского храма.

 

Наиболее важными главами в этом тексте Вендил Джонс считает первую и вторую. В первой главе перечисляются спрятанные «сосуды» с сокровищами, а вторая сообщает о нанесении соответствующих надписей на медный свиток.

 

Интересно, что Талмуд подтверждает действия Иеремии по сохранению сокровищ. Более того, он упоминает пророческий дар Иеремии, предвидевшего великий исход евреев, и сообщает о его распоряжении спрятать сокровища, включая ковчег Завета, сосуд с маслом для помазания, жезл Аарона и ларец с драгоценностями, присланный филистимлянами в дар Богу Израиля, «для будущих  поколений». Ковчег будто бы поместили в небольшой склеп, где он хранился на протяжении сорока лет. А через пять веков царь Соломон построил первый в Иерусалиме храм, куда и поместил' ковчег, а сокровища закопал под храмом.

 

Раввин Троппер в своем труде, посвященном судьбе ковчега Завета, упоминает некое святилище, возведенное для почитания дарохранительницы. В нем был алтарь для жертвоприношений и хранились канделябр из чистого золота, медная урна с золой ©т ритуального сожжения Красной телки и ряд сосудов, использовавшихся священниками в церковном обиходе. Именно внутри святилища будто бы и находился ковчег Завета с дощечками, запечатлевшими десять заповедей, продиктованных Моисею на Синае, а также сакральными предметами.

 

Архивные изыскания, предпринятые в 1990-х гг., увенчались находкой любопытного труда некоего Соломона в 1896 г. в Кембридже (Англия). Труд интересен тем, что автор использовал в нем многие рукописи из хранилища древностей синагоги Бен Езры в Каире (Египет). По-видимому, их основательно изучал и главный искатель ковчега Завета Вендил Джонс. Не подлежит сомнению, что именно в хранилище древних рукописей синагоги Бен Езры и скрывается главная тайна ковчега.

 

 

Вся библиотека

Оглавление