Вся библиотека

Оглавление

 


Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ


 НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА

 

СЕРЕБРЯНЫЙ КЛАД ИЗ МИЛДЕНХОЛЛА

 

 

В начале Второй мировой войны два фермера (по другой версии — один) пахали поле близ Милденхолла в английском графстве Суффолк. Вспахивая землю на десять сантиметров глубже обычного, они вдруг наткнулись на клад римской серебряной посуды, состоявший из 34 предметов.

 

По всей вероятности, клад был зарыт в конце IV или начале V веков, когда римское господство на Британией клонилось к закату, а на остров все чаще стали нападать морские разбойники — ирландцы и саксы. Все предметы Милденхоллского клада бесценны, но шедевром его считается большое круглое серебряное блюдо, вес которого составляет 8,256 килограмма. Скорее всего оно было изготовлено в Риме, где искусный ювелир отлил его в технике «потерянного воска». Затем он осторожно выбил молотком и тщательно прочеканил многочисленные рельефные фигуры, а тончайшие детали их исполнил безупречным гравированным рисунком.

 

В центре композиции на блюде, диаметр которого составляет около 61 сантиметра, расположен медальон с головой морского божества — Нептуна (или Океана). Его вдохновенное лицо со сверкающими глазами обрамлено бородой из листьев морской травы и  вздыбившимися волосами, в которых резвятся четыре дельфина. На блюде также изображены и другие мифологические герои: они играют на различных музыкальных инструментах, танцуют, резвятся.

 

Владыку подводного царства окружает хоровод фантастических чудовищ с торсами человека, оленя, коня (или рогатого кабана) и развивающимися чешуйчатыми хвостами, на которых возлежат обитающие в глубинах моря нереиды — дочери морского царя Нерея.

 

Вокруг бога Океана располагаются две концентрические окружности, которые разделяются своеобразным ожерельем, выложенным раковинами морского гребешка.

 

Первый фриз блюда изображает процессию, сопровождающую Диониса-Вакха — сына Зевса и победителя титанов, бога плодородия, виноделия и постоянного обновления природы. Обнаженный Дионис с тирсом в левой руке и виноградной гроздью в правой, опираясь ногой на спину пантеры. К нему спешит его воспитатель — лысый сатир Силен — и протягивает богу полную чашу мина.

 

На втором фризе вокруг Диониса в стремительном танце несутся его постоянные спутники — юные сатиры и грациозные менады и гонких развевающихся одеждах. Среди них выделяются могучая фигура Геркулеса, которого с трудом поддерживают два сатира (один поддерживает его спереди, а другой обхватил поперек груди сзади), и козлоногий пляшущий Пан — бог гор, лесов и пастбищ.

 

Мифологические изображения, которыми богато украшено блюдо), имеют и глубокий символический смысл: эти мотивы были связаны с религиозно-философскими учениями поздней античности. Они наводят на мысль о путешествии в загробный мир: Океан напоминал о прекрасных островах загробного мира, сидящие верхом на тритонах нереиды Олицетворяли бессмертные души праведников. Сцены веселья могут восприниматься и как аллегория райского блаженства душ, попавших на небеса. Блюдо это могло играть ритуальную роль в дионисийских мистериях или сопровождать человека в загробный мир, а изображенный на нем пир и представлении философов II—IV веков являлся аллегорией вечного блаженства, путь к которому как раз и открывали мистерии — посвящения в таинства дионисийского культа.

 

Богатый орнамент на чашах и блюдах полностью закрывала чиразовавшаяся на протяжении веков твердая корка, и разглядеть по можно было только после тщательной очистки.

 

В 1946 году специальная комиссия, изучив все обстоятельства обнаружения клада, объявила, что сокровище «была найдено на поле, не имеющей владельца» и потому (по английским законам) «пишется собственностью государства. Тогда же драгоценная серебримая утварь была передана Британскому национальному музею.

 


 

Вся библиотека

Оглавление